Posted 16 июля 2018,, 16:13

Published 16 июля 2018,, 16:13

Modified 31 января, 20:09

Updated 31 января, 20:09

Дмитрий Гудков. Власть никогда не поймет главного урока ЧМ

16 июля 2018, 16:13

Что-то у меня сегодня грустно во френдленте. Каждый второй пишет, что кончен бал, погасли свечи, причем еще до вчерашнего финального свистка, и летняя оттепель была короткой. Всю ее смыл дождь, от которого Путин спрятался за железным зонтиком. И вот уже вновь вместо открытых границ — безвиз только для болельщиков и только до конца года. Нет Никольской. Начинаются очереди в аэропортах, пограничники металлической губкой стирают улыбки с форменных лиц.

Первые задержания прошли вчера: я не только о «Пусси», которым полиционер орал про 37-й год. А и про двух весельчаков, у которых вчера мячик на Красной площади улетел к могилам у Кремлевской стены. И их сразу задержали, ведь там же Сталин!

И посыпалось валом. В Сирии Израиль сбил российский беспилотник за миллиард. Центр Москвы перекрыт Росгвардией, ловящей бегущих на красный свет. «Комсомольская правда» выдает статью о засилье негров во французской сборной. (Мы не расисты, но…».) Список длинный, хватит не на одну страницу. И все же…

Чемпионат мира был никаким не наркотиком. Он был лучом света в нашем темном-темном царстве. Прожектор выключили, лысина Инфантино перестала раскидывать блики по стадиону.

А ведь как хочется поверить, что праздник будет всегда с нами! Но только никакие иностранцы его нам не привезут. Только сами. Национальное возрождение начинается с контакта с внешним миром. «Мы очутилися в Париже» — и 1825 год. Может быть, нынешний контакт, когда мир приехал к нам, все же сдвинет что-то с мертвой точки? Пусть не сразу, но прорастут эти семена? А мы будем их поливать.

Это ведь был никакой не путинский Чемпионат. Он был наш, сделанный на наши деньги и нашими руками. Это мы улыбались иностранцам и друг другу. Это мы свободно гуляли по Москве. Это мы будем жить в городах, которые, как оказалось, не хуже европейских. И это нам теперь есть, что повторить, кроме войны.

Можем повторить, да. Можем снова улыбнуться миру. Можем набекрень надеть розовую шапку-ушанку и пойти на улицу, не спрашивая, можно или нет.

Власть, конечно, никогда не поймет главного урока Чемпионата: что править можно не через ненависть, а через праздник. Сплачивать людей не звериным рычанием, а радостью, общей со всем миром.

Мысль не новая, но и Тютчева ведь не зря в школе проходят, правда?

«Единство, — возвестил оракул наших дней,
— Быть может спаяно железом лишь и кровью…»
Но мы попробуем спаять его любовью,
— А там увидим, что прочней…