Posted 13 августа 2018,, 15:37

Published 13 августа 2018,, 15:37

Modified 31 января, 20:26

Updated 31 января, 20:26

Константин Сонин. Пещерные взгляды на денежную политику

13 августа 2018, 15:37

Экономисты с опытом правильно вспоминают события двадцатилетней давности, «азиатский кризис» 1997 года. Трясло в итоге все мировые рынки, но началось все с одной страны, любимицы инвесторов, быстрый рост в которой был связан с постоянным ростом иностранных инвестиций.

В 1997-м году это были Таиланд и, следующей, Южная Корея, в 2018-м — Турция. И таиландские, и южнокорейские власти, в ответ на резкое падение валюты и мгновенное изменение отношения иностранных инвесторов, решительно взяли огромные (беспрецендентные, в случае Кореи, по историческим меркам) займы у МВФ, стабилизировали валюты и выровняли экономику. У Кореи рост восстановился через год, у Таиланда — через три.

В Турции, похоже, все движется по другому пути. Президент Эрдоган, который пятнадцать лет быстрого развития конвертировал в консолидацию личной власти, уверенно движется по стандартному маршруту диктаторов из развивающихся стран. Десять лет роста, популярность, постепенная отмена «сдержек и противовесов», консолидация власти, стагнация, потеря всего, что было набрано в первое десятилетие и т. п. Конечно, в этой второй стадии виновата всегда «Америка» (в кавычках, потому что в XIX веке виновата была «Британия», а в XXI будет, возможно, «Китай»). Какой-то внешний враг.

Чтобы удерживаться у власти, Эрдогану уже недостаточно увольнять скопом генералов, сажать в тюрьму оппонентов, разгонять газеты и университеты. Сейчас он устроит «войну с Америкой», для внутреннего употребления. Хотя ни Америка, ни кто другой не виноваты в том, что у президента Турции пещерные взгляды на денежную политику и что он назначил своего зятя ответственным за эту денежную политику. Инвесторам все равно, какие отношения у Эрдогана с США и с долларом — они интересуются прибылью от своих инвестиций. Некомпетентная денежная политика — сигнал инвесторам, что пора на выход.

А компетентную денежную политику Эрдоган проводить не может — потому что тогда лопнет пузырь на строительном рынке, который только и поддерживает рост турецкой экономики в последние годы. Чтобы восстановить здоровье турецкой экономики, надо жертвовать своей политической популярностью, а на это мало кто способен. А пока турецкая лира падает, турецкое правительство исполняет «обязательную программу» ошибок в такой ситуации (конечно, это граждане, желающие продать свои лиры, во всем виноваты), весь мир трясет.