Posted 13 августа 2018,, 16:17

Published 13 августа 2018,, 16:17

Modified 31 января, 20:26

Updated 31 января, 20:26

Анатолий Несмиян. Военные барабаны Эрдогана

13 августа 2018, 16:17

На фоне падающей лиры турецкий президент Эрдоган весьма своевременно начал бить в военные барабаны. В целом ход вполне напрашивающийся: чем еще отвлечь паникующее население, как не патриотической риторикой. Все очень предсказуемо. Буш-младший вообще две войны затеял, чтобы не заострять внимание на валящемся высокотехнологичном НАСДАК, который до того вспухал, как деревенский туалет со вброшенным мешком дрожжей.

Выступая в Трабзоне, Эрдоган заявил в прямом эфире, что Турция вплотную подошла к тому, чтобы начать присоединение новых провинций Сирии к зонам Щита Евфрата и Оливковой ветви. Естественно, путем проведения военных операций. Далее последовало знакомое про борьбу с терроризмом и прочая ахинея.

Содержательная часть выступления Эрдогана делится на две четкие части. Первая — очевидная. В стране после введения Трампом удвоенных пошлин на турецкую сталь и алюминий происходит серьезное падение национальной валюты. Это, безусловно, удар, плюс неизбежная в таком случае паника на биржах и спекуляции игроков. Потом какой-то откат произойдет, но прямо сейчас в Турции ощутимая паника, и нужно сбивать ее накал, так как система, попавшая в резонанс, может дать совершенно непредсказуемый по последствиям эффект. Перевод внимания на ультрапатриотические речевки в данном случае даже оправдан.

Вторая часть в содержательном измерении выглядит более важной, хотя и менее очевидной. Турки совершенно точно готовятся к военным операциям, весь вопрос — против кого. С одной стороны Асад бьет копытом и намерен освобождать Идлиб любой ценой. Авиация уже бомбит провинциальные города, причем даже по мощности бомбардировок можно понять, куда сирийцы намерены предпринимать наступление — со стороны Латакии в сторону Джиср-аш-Шугура. На этом же направлении настаивали и российские генералы, озабоченные бесконечными налетами дронов на Хмеймим. Пока их удается сбивать, но закон больших чисел никуда не девается. Кто-то может и пройти через оборону авиабазы. Бомбардировки ведутся в фирменном стиле — неизбирательно. Масса погибших гражданских, разрушенные объекты инфраструктуры прилагаются. Суть воздушного террора уже опробована в Восточной Гуте и Дераа — нужно, чтобы население либо бежало, либо само заставило боевиков уйти. Если для этого нужно немножко геноцида — то так тому и быть.

Второе направление, которое беспокоит турок — это, конечно, восточное Заефратье. Соединенные Штаты играются как кот с мышкой, где в роли мышки выступают курды. Давая им гарантии того, что в любой момент могут их бросить и оставить один на один и с Асадом, и Турцией. Собственно, поэтому СДС и ведет переговоры с Асадом — с Эрдоганом их вести просто бесперспективно. Проблема в том, что в обмен на проявление лояльности к СДС Асад может потребовать от курдов принять участие в операции в Идлибе. Тогда обстановка там резко осложнится с точки зрения и боевиков, и Турции. В этом смысле проведение операции турецкой армии против курдов совершенно оправдано — тем самым Эрдоган гарантировано выключит их из возможной поддержки Асада. А возможно, что Асад вообще не рискнет на операцию в Идлибе в таком случае, так как она выглядит крайне неочевидной по возможностям и результатам.

Боевики прямо сейчас проводят массированные рейды против «лягушек» — так они называют сторонников примирения с Асадом. Идут аресты, зачистки и даже расстрелы. По сути, мобилизация, приведение тыла к лояльности. С точки зрения опыта Восточной Гуты и Дераа боевики действуют совершенно оправдано — им нужно исключить любые попытки соглашательства и тем более перехода отрядов на сторону Асада в случае начала операции. Поэтому и зачистки. Трудно сказать, как это сработает в конечном итоге, но само по себе мероприятие выглядит вполне рациональным.

Слова Эрдогана о новой военной операции в таком случае выглядят как угроза — и Асаду, и курдам. Воплотится ли эта угроза в жизнь — не знает никто. Но может сложиться такая обстановка, что Эрдоган будет просто вынужден начинать третью операцию в Сирии — в противном случае первые две утратят смысл.

Анатолий Несмиян, блогер, аналитик