Блогосфера - все новости
17 октября 2018, 19:59
1710

Петр Милованов. Космонавтика становится рыночным бизнесом

© CC0

Небольшой текст про космонавтику после посещения Байконура.

Первое, рынок космических запусков довольно маленький. В год производится порядка 100 запусков (гражданские, военные и коммерческие приблизительно в равных пропорциях), даже если каждый из них оценить в $100 млн, то это всего $10 млрд в год на всех. Для сравнения, годовая выручка «Магнита» больше в 1,5 раза. Доля России в последние годы на рынке около 30%. И даже если всю выручку как добавленную стоимость, то доля в ВВП страны составит всего 0,1-0,2%, Нужно понимать, что космические запуски нас не прокормят.

Второе, пилотируемая космонавтика, та отрасль в которой СССР и Россия была и остается безусловным лидером, является большим чемоданом без ручки. Никто в мире не знает, что с ней делать. Подготавливать космонавта, запускать, обеспечивать воздухом, едой, питьем, спускать — это сложно и дорого. Все опыты над человеком, которые можно было провести на околоземной орбите, уже давно проведены. Присутствие человека на МКС мешает присоединить к ней телескоп, люди, перемещаясь по ней, создают непредсказуемые колебания. Такая же проблема усложняет изучение гравитации. Атмосфера, необходимая для людей, делает невозможным создание лаборатории по изучению глубокого вакуума на станции. Без разрешения проблем, связанных с радиацией, невозможно говорить всерьез о каких-либо базах с людьми на Луне. Длительность полета на современных двигателях также делает сомнительными любые экспедиции на Марс, не говоря уж о спутниках планет-гигантов. Стремительное развитие и удешевление робототехники еще больше обостряет вопрос: «что делать человеку в космосе?».

Третье, решавшая проблемы военных отечественная космонавтика имеет большие проблемы с конверсией в рыночную среду. Начиная с пресловутого туризма. Я сейчас не про запуски обычных людей на орбиту, а про посещение космодрома. Мыс Канаверал посетили 1,7 млн туристов в 2016 году, билет от $50. На запуске 11 октября на Байконуре туристов была пара сотен. Роскомос может вполне отбивать все затраты на аренду, исключительно продавая билеты и мерч. Гриф «совершенно секретно» на большинстве космических разработок делал задачу по конверсии чрезвычайно сложной. Показательна история двигателя НК-33, разработанного для лунной ракеты Н-1. После закрытия программы в 1976 они должны были быть уничтожены, но их чудом сохранили, в 90-х они были проданы американцам.

Абсолютное большинство специалистов жалуется на малое количество заказов, но при этом очень скептично смотрят на Илона Маска, говоря, что там слишком много рекламы. Извините, но конкурентные рынки — это не только про то, как что-то сделать руками и головой, это еще и про продажи.

Четвертое, космическая отрасль является международной. Существует городская легенда про трату НАСА миллионов долларов на разработку ручки для невесомости и использование советскими космонавтами карандашей. Факт заключается в том, что обе страны закупали ручки у частной американской фирмы Fisher еще в 60-х. Путь изоляционизма в этой отрасли (как и во всех остальных) это прямая скоростная магистраль в тупик. На стартовом столе ракеты «Зенит», самой современной и технологичной, было особенно обидно слышать: «Судя по всему, никогда» в ответ на вопрос про следующий запуск. Одна из главных причин — война с Украиной.

Выводы из всего этого неутешительные. Космонавтика становится все больше и больше рыночным бизнесом, причем одновременно капиталоемким и венчурным. И для того, чтобы она развивалась, необходимо все то же самое, что нужно для развития капиталоемких венчурных бизнесов. Защита прав собственности и контракта, низкие налоги, выход на рынки капитала и, конечно же, честная конкуренция. Иначе все на металлолом продадим или под застройку очередными человейниками.

Петр Милованов, финансист, общественный деятель 

Лучшее за неделю