Блогосфера - все новости
18 октября 2018, 19:24
2924

Алексей Рощин. Психологи для убийц

© CC0

Вот уже опять — как всегда после школьных убийств — пошли робкие разговоры на тему «А не вернуть ли психологов в школу». Подразумевается, что так-то, в целом, психологи низачем не нужны и без них вполне можно обойтись — но перед лицом такой абсолютно непонятной угрозы, как «школьник-убийца», выбитый из равновесия обыватель уже готов схватиться за соломинку: а может, тут эти самые «мозговеды» помогут? Заглянут в глаза, проведут тесты — да и выявят этих смертоносных тихонь?

Увы! Тут, похоже, скрывается главный парадокс. Если общество будет понимать, что в школе НУЖНЫ психологи — нужны сами по себе, безотносительно задачи «как нам выявить убийц» — то в таком случае убийц, скорее всего, и не будет; а если психологов вновь «введут» только для того, чтобы они рыскали по школе с мозгомером, выискивая будущих террористов — можно дать гарантию, что убийств станет только больше.

Потому что так-то, если по чесноку, то никакие тесты не помогут психологу «найти убийцу». Нет таких тестов. Ну, некоторый обзор предыдущих «стрелков» как бы показывает, что все они — «стрелок из Отрадного», «Ивантеевский», «Пермский», теперь вот «Керченский» — были парнями тихими, малозаметными и нелюдимыми, без друзей и подруг. То есть, скорее всего, такого параноидного, шизоидного типа. Случаев, чтобы пошел убивать «душа компании» или «лидер класса», или даже отличник-ботаник-призер Олимпиад, как-то не зафиксировано. И понятно почему.

Однако нелюдимые тихони без особых достижений и успехов есть в каждом классе в каждой школе! Что ж теперь — их всех водить в школу в смирительной рубашке?!

Проблема-то, очевидно, в том, что в современной школе учителям банально некогда заниматься «внутренним миром» каждого ученика. Этому, кстати, в немалой степени способствует и издевательский норматив, действующий в отношении каждой российской бюджетной школы — что класс, в котором меньше 25 учеников, считается «неполным», то есть за преподавание в таком классе учитель официально получает меньше денег. Школы — при помощи финансовой удавки — по всей стране заставляют набивать классы «под завязку»; так достигается «экономия» госсредств — но тогда уж не надо и удивляться, что ученики представляют для учителей серую массу, в которой они с трудом угадывают только некоторые лица. Причем кого, угадайте? Да как раз лица вышеперечисленных — лидер класса, «душа компании», «классный шут», «знайка-ботаник-победитель олимпиад». Все же остальные — в тумане, они «без особых примет». Учителя, даже проучив такого несколько лет, при встрече не могут вспомнить фамилию.

И «школьные убийцы» выходят как раз из их среды.

Алексей Рощин, политолог

Лучшее за неделю