Posted 2 ноября 2018,, 16:22

Published 2 ноября 2018,, 16:22

Modified 30 марта, 18:18

Updated 30 марта, 18:18

Кирилл Мартынов. Слава глобализации

2 ноября 2018, 16:22

Я как-то пересказывал книгу «История карри», тезис которой в том, что это блюдо появилось из попыток индийских поваров сделать «суп» по требованию европейцев. Ну, и кажется, по этой логике работает все остальное: без глобализации и торговли ничего хорошего бы вообще не вышло, репой бы питались.

Как все знают, самая популярная еда сейчас в Москве — фо, которым на родине в Ханое и Хошимине завтракают миллионы вьетнамцев. Я посмотрел на историю фо, и оказалось смешно. Во-первых, в нем нет ничего «традиционного», первые такие супы были приготовлены на севере Вьетнама в 1920-е годы, а рецепт впервые описан только в 1935 году на английском или французском. Во-вторых, общеизвестно, то есть буквально на уровне «Википедии», что фо, по всей видимости, был прямым следствием вторжения во вьетнамскую жизнь французской кухни.

В Ханое в 2003 году была специальная конференция, на которой исследовался генезис фо, и столкнулись две основные версии. По одной, рисовая лапша в жидком соусе возникла под китайским влиянием или, что совсем невероятно, вообще имела древнейшее происхождение, т. е. вьетнамская и китайская региональная версия такой лапши происходит из тех времен, когда ее готовили представители одной этнической группы.

Но вторая версия напоминает, что в Китае нет аналогичного прозрачного бульона на говяжьих костях. К тому же, в него для усиления вкуса добавляют обжаренный лук, что является классическим рецептом из Франции. Более того, во Вьетнаме до колониальной эпохи не было традиции употреблять в пищу говядину, коровы считались животными для сельскохозяйственных работ.

И вторая версия, конечно, делает ситуацию трогательной: вьетнамцев заставили готовить для французов бульон, но они адаптировали его под свой и наш вкус за счет рисовой лапши, приправ, специй, зелени и традиционного рыбного соуса. Ну чтобы хоть какой-то смысл в этом говяжьем бульоне был.

Вот теперь мы его и едим, слава глобализации.

Кирилл Мартынов, журналист