Posted 7 ноября 2018,, 15:30

Published 7 ноября 2018,, 15:30

Modified 30 марта, 18:16

Updated 30 марта, 18:16

Алексей Чадаев. Никакие политтехнологи угрозы для власти не представляют

7 ноября 2018, 15:30

Почему я скептически отношусь к воплям «берегись, власть, голодных политтехнологов — не дадите денег, будем власть свергать».

Никакие отлученные от кормушки политтехнологи никакой угрозы для власти не представляют.

И вот почему.

Есть своя мудрость в решении США назначить главным ответственным за теракты 9/11 Усаму Бен Ладена, хотя он очевидным образом не был ни автором, ни идеологом, ни организатором самолетной атаки. Его роль была куда скромнее, но тем не менее она была ключевой: он дал на все это мероприятие денег.

Без которых все это так бы и осталось смелой фантазией группы студентов с архитектурного факультета Каирского университета.

Рантье — это человек, который живет на проценты с капитала (то есть по крайней мере может не работать). Среди наших политтехнологов нет даже ни одного рантье, не говоря уж про инвесторов или тем более «импакт-инвесторов» (последние отличаются от обычных инвесторов тем, что вкладываются в заведомо неприбыльные сами по себе проекты). Быть рантье — значит иметь возможность вкладывать хотя бы свое время и внимание; быть инвестором — значит быть способным вкладывать еще и ресурсы.

Наши политтехнологи не могут ни того, ни другого. Не то что ресурсы вкладывать — даже их время уже заранее выкуплено: еда, одежда, аренда квартир или ипотека, волка ноги кормят. А факультативно, в порядке хобби, революции не делаются.

Ну и еще Сурков когда-то доказал, что технологически много проще обрубить в политике независимые от власти деньги, чем отлавливать по одному всех этих бойцов невидимого фронта. Что и было сделано, и по сей день работает.

Политика — это привилегия свободных людей. Причем свободных, в первую очередь, материально. При капитализме, как весьма убедительно объяснял еще Лукич (к слову, чуть ли не единственный, если не считать Плеханова, полноценный рантье из всея РСДРП), все буржуазные свободы являются для наемных классов фикцией. Политтехнологи — наемники. А значит, при отсутствии нанимателя сами по себе они политически безопасны.

Ну и если службы грамотно следят за (потенциальными) заказчиками, внешними и внутренними, данной категорией подрядчиков, как и всеми другими, в политико-управленческих раскладах можно пренебречь.

Не переоценивайте себя.

Алексей Чадаев, политолог, общественный деятель