Posted 20 декабря 2018,, 14:54

Published 20 декабря 2018,, 14:54

Modified 30 марта, 17:53

Updated 30 марта, 17:53

Константин Сонин. Практические сложности независимости

20 декабря 2018, 14:54

Американский центробанк, ФРС, поднял ключевую ставку еще на 0,25, в четвертый раз за 2018 год.

Хотя это решение ожидалось, ФРС оказалась в сложном положении. Президент Трамп, нарушая все неписанные правила последних 40 лет, неустанно требует — через «Твиттер» и другие СМИ — чтобы центробанк не повышал ключевую ставку. Понятно, что любому, без исключения, президенту, хотелось бы, чтобы ставка была пониже. Именно поэтому есть множество институциональных ограничений, выстраданных опытом высокой инфляции в сочетании с низким ростом 70-х, защищающих денежную политику от прямого вмешательства политиков.

Президент США не может приказать не повышать или снизить ключевую ставку. Основной канал его влияния — назначение членов комитета, которые ставку определяют. Как назло, назначенные Трампом люди, в том числе и председатель ФРС, из, скорее, противоположной когорты, традиционного республиканского толка — то есть представители, скорее, «рантье и кредиторов», заинтересованных в высокой ставке. Там, конечно, все профессионалы и личные склонности не играют большой роли — политику отрицательной ставки после кризиса 2009 года проводил республиканский назначенец (и республиканец) Бернанке. Тем не менее получается необычно — Трамп сначала не переназначил Джанет Йеллен, которую критиковал за слишком мягкую денежную политику (то есть низкую ключевую ставку), а теперь критикует ее сменщика, человека не из академической, а банковской среды (они «консервативнее») за излишний консерватизм (повышение ставок).

А сложное положение у ФРС потому, что, хотя подчиняться политическому давлению неправильно — возможно, в данном случае есть повод притормозить с повышением. Рынки трясет — то ли в ожидании очередной, после рекордно долгого периода роста, рецессии, то ли просто так (из-за «торговых войн» Трампа). Более мягкая денежная политика успокаивала бы. Небольшое смягчение, по сравнению с заявленным ранее курсом, произойдет — сейчас ФРС не прогнозирует «три ступеньки вверх» в 2019, а обещает «следить за ситуацией».

Вот так вот трудно поддерживать репутацию независимости — даже если ты реально независим — когда на тебя публично давят именно в ту сторону, в которую ты и сам имеешь причины склоняться.