Posted 26 марта 2019,, 18:04

Published 26 марта 2019,, 18:04

Modified 31 января, 22:25

Updated 31 января, 22:25

Игорь Николаев. Мы теряем СНГ

26 марта 2019, 18:04

В контексте последних событий (начало транзита власти в Казахстане, обостряющиеся разногласия с Республикой Беларусь и пр.) естественным образом встает вопрос и о перспективах СНГ. Понятно, что тут с точки зрения политики есть, о чем порассуждать. Но и с точки зрения экономики на постсоветском пространстве происходят весьма интересные и важные процессы.

Итак, что с экономикой? Интеграции стало больше?

А почему можно было ожидать усиления интеграции? — Ну, как почему? — Потому что, как известно, «крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века». Именно так было сказано в президентском послании 2005 года. То есть не тот же Октябрьский переворот, не Первая или Вторая мировая война, а именно развал СССР был крупнейшей катастрофой. После такой ностальгической оценки можно было ожидать, как минимум, работы по углублению экономического сотрудничества.

Давайте посмотрим, стало ли это сотрудничество за последние годы более обширным и глубоким. Может быть, по меньшей мере, экономическое восстановление СССР, пусть и в другой форме, но идет?

Сначала оценим значимость стран СНГ в российском экспорте. Так если в 2000 году доля стран СНГ в экспорте из России, по данным Росстата и таможенных служб стран-участниц, составляла 13,4%, то и в 2018 году этот показатель был практически таким же — 12,1%.

Совсем другую динамику нам показывает импорт в Россию из стран СНГ: его доля в общем объеме импорта в 2000 году составляла 34,3%, а к 2018 году она упала более чем в три (!) раза — 11,0%. Таким образом, значимость стран СНГ в импорте в Россию значительно снизилась.

Естественно, что Россия по-прежнему имеет положительный баланс в торговле со странами СНГ: 54,6 млрд долларов США экспорта против 26,2 млрд долларов США импорта в 2018 году. Такой вот диспаритет, который Россию, конечно, удовлетворяет, но вряд ли он радует наших партнеров из стран СНГ. Вон, США-то как «взбунтовались» в лице президента Трампа при подобном диспаритете в пользу Китая.

За прошедшие годы серьезнейшим образом снизилась и значимость России для наших основных партнеров по СНГ. Если в 2000 году доля России в белорусском экспорте составляла 84,3%, то в 2018 году уже только 38,5%, в Казахстане вес России за прошедшие годы снизился с 19,5% до 8,5%, в Украине — с 34,5% до 7,7% (ну, Украина вообще особый случай).

С импортом из России за эти годы происходило то же самое. В Беларуси его доля снизилась с 92,3% в 2000 году до 59,2% в 2018 году, в Казахстане — с 48,7% до 38,1%. На Украине — с 26,2% до 14,2%.

Таким образом, если в России доля стран СНГ хотя бы по экспорту сильно не снизилась, то в других странах значимость России и по экспорту, и по импорту сильно уменьшилась. Конечно, сложившиеся ранее пропорции в торговле не были каким-то идеалом. Но сложившиеся тенденции все-таки заставляют серьезно задуматься о перспективах СНГ.

Можно констатировать, что несмотря на продолжающееся экономическое взаимодействие наших стран, СНГ по факту не является приоритетом ни для России, ни для других стран Содружества. Мы все больше и больше отдаляемся друг от друга. Понимание, что нельзя восстановить СССР в прежнем виде, казалось бы, было. Однако на самом деле речь уже не идет о восстановлении вообще в каком бы то ни было виде. Мы его (СНГ) теряем, и экономика свидетельствует об этом достаточно красноречиво.

Игорь Николаев, экономист