Posted 8 июля 2019,, 14:29

Published 8 июля 2019,, 14:29

Modified 31 января, 23:16

Updated 31 января, 23:16

Анатолий Несмиян. Проблема не в Габуния

8 июля 2019, 14:29

Ведущий грузинского телеканала «Рустави-2» Габуния в эфире обратился к Путину русским матом. При любом отношении к любому человеку вообще и к Путину в частности площадные выражения в публичном пространстве могут говорить только о низком качестве культуры того, кто произносит обсценную лексику.

Однако проблема не в конкретном журналисте Габуния. Снижение всех планок — вполне характерная черта современного телевидения, и не только в Грузии. Возможно, это объясняется вполне просто — сколь-либо образованные люди уходят из телевизора и перемещаются в интернет. Аудитория ТВ, соответственно, падает в плане своей средней культуры. Поэтому и появляются ведра с дерьмом, мат от ведущих, драки в эфире, разбавленные разнообразным полосканием чужого белья и бесконечными ДНК-тестами неизвестных никому людей и их детей. Рейтинг — штука такая, конкуренция за оставшихся зрителей растет с уменьшением их числа, а потому приходится подстраиваться под тех, кто остался. И под их не слишком изысканные вкусы.

В итоге возникает устойчивая положительная обратная связь — падение уровня телевидения вымывает из его аудитории думающих, а чтобы подстроиться под остающихся, приходится еще ниже снижать планку. Что опять-таки вызывает рвотный рефлекс еще у какой-то части аудитории. При этом не только аудитория, но и сам телевизор задает стандарты — и маститые эксперты на, казалось бы, серьезных передачах уже не ругаются матом, а на нем ведут почти светский разговор.

Поэтому у нас уже практически нигде не осталось журналистов — есть только пропагандисты или контрпропагандисты. Первые рассказывают, как мы всех нагнем, вторые — как нас все боятся. Пропаганда — это какие мы дʼАртаньяны, а контрпропаганда — какие все вокруг геи.И драки в прямом эфире. Все как вы любите. Передачи уровня «Очевидное-невероятное» умерли первыми. Даже «В мире животных» и «Спокойной ночи, малыши» стали избыточно интеллектуальными, что и послужило причиной их изъятия из сетки.

В этом смысле Габуния просто в тренде — в Грузии обострение внутренней борьбы. Националисты рвут либералов, и те, и другие в качестве аргумента используют Россию, в работе на которую обвиняют друг друга. В принципе, у нас такую роль играет госдеп, а для особо упоротой общественности есть масоны и еврейское мировое правительство. А уж в моменты обострения, как сейчас в Грузии, не до вашей культур-мультур, переходим на бинарный код. Так что Габуния — не причина проблемы, он ее маркер.

Естественно, что интернет — не панацея, те, кто смотрит телевизор, во многом пересекаются и с интернет-пространством. И тоже загаживают его ковровыми бомбардировками помета. Правда, кластерность интернета создает определенное пространство для маневра, и как раз попытки властей в разных странах (и у нас в частности) взять интернет под контроль в конечном итоге неизбежно приведут к тому, что телевизионные стандарты могут стать стандартами сети. Что, безусловно, ситуацию с общим культурным уровнем только усугубит.

Анатолий Несмиян, блогер, аналитик