Posted 18 июля 2019,, 15:19

Published 18 июля 2019,, 15:19

Modified 31 января, 23:21

Updated 31 января, 23:21

Алексей Федяров. Во грехе беззакония

18 июля 2019, 15:19

Вчера в Госдуме выступала г-жа Москалькова. Говорила, что живем мы во грехе беззакония оттого, что отняли у прокуроров надзорные полномочия на стадии возбуждения уголовных дел и, вообще, нет у прокуроров сейчас права давать указания следователям. А я каждый день читаю уголовные дела, которые прокуроры обязаны были вернуть в следствие на стадии подписания обвинительных заключений, но этим правом не воспользовались, либо отказаться от обвинения в суде, но и это право у них где-то лежит отсохшее.

Вот пример. В суде полицейский рассказывает: поступила ему информация, что проклятые сбытчики сделали закладку в его районе. Откуда информация, конечно, секрет. Устроил он там засаду, наблюдал-наблюдал и вынаблюдал, как некто подошел и закладку забрал. Подошел полицейский к преступнику, представился, предъявил удостоверение и доставил в околоток, где при понятых вещество изъял.

Красиво. Но вранье.

Человек говорит, что было не так. Что подошли к нему пьяненькому два провокатора, и слово за слово уговорили купить амфетамина. Плохо это, понимает, но согласился. Денег отдал, привели его к закладке, показали пальцем, где лежит. Взял он ее. Тут налетели полицейские, избили и увезли в участок.

Допрошены провокаторы. Да, сказали, мы есть подлые провокаторы, нас этот вышедопрошенный полицейский заставил найти человека пьяненького и сделать так, чтобы он закладку поднял. А потом мы исчезли, потому что нас как бы нет.

Есть видео с камеры наблюдения. Смотрят участники процесса. Подводят те самые провокаторы мужичка к месту, показывают, что и где взять и уходят, а мужичок наклоняется, берет что-то и поднимается. Тут на него налетает полицейский (тот, что допрошен в суде и смотрит сейчас видео), бьет, валит на землю.

Судья спрашивает полицейского, а может так было, как на видео. Нет, говорит полицейский, было не как на видео, а как я вам рассказал. Тогда у прокурора судья спрашивает, а что делать, может вернем дело вам?

Нет, говорит прокурор, никаких противоречий я не наблюдаю. Оснований не доверять показаниям сотрудника полиции нет.

И таких дел тысячи. Прокурорам полномочия не нужны. Они в уголовном процессе давно превратились в ритуальные фигуры, бессмысленные и бесполезные. Убери их — страна не заметит. Представление на приговор и следователь напишет не хуже их. Да и опера справятся.

Можно, конечно, попробовать волшебным дыханием г-жи Москальковой оживить хладное тело российской прокуратуры, хотя бы опарышей с него согнать, только сдается, что проще Вышинского воскресить.

Алексей Федяров, руководитель юридического департамента в «Русь Сидящая»