Posted 21 сентября 2020,, 11:36

Published 21 сентября 2020,, 11:36

Modified 1 февраля, 02:33

Updated 1 февраля, 02:33

Павел Пряников. Как мыслят 100 правящих семей

21 сентября 2020, 11:36

Вижу, на полном серьезе даже у политологов идет обсуждение того, что, дескать, Совет Федерации скоро получит какие-то новые большие полномочия (якобы туда главой придет Лавров). Полгода так же судачат о новой роли Госсовета. Еще какие-то новые конструкции власти обсуждают. Словно они не жили предыдущие 20 лет в России.

Всегда говорю, что Уклад российской власти очень простой, рептильный. Он давно весь на поверхности. И это хорошо — все можно прогнозировать. Чтобы еще лучше его понять, надо попытаться влезть в шкуру 100 правящих семей.

Кто их представители? Это уже пожилые (по российским меркам — старые) люди 65-75 лет. Путину через месяц станет 68 лет. Попробуйте вспомнить своего родственника 70-ти лет и оценить, способен ли он на радикальные перемены. Более того, это в основном спецслужбисты и бюрократы, у которых полет фантазии с юности очень ограничен заданными рамками. Служилые люди, консерваторы. Если ничего не происходит — это их идеальный мир. Сидишь, целый день подписываешь бумажки или проводишь бесконечные скучные совещания. Потом в боярских палатах хорошо кушаешь.

Многие все же понимают, что такое мир бюрократа. Изменения там могут быть, конечно — в ответ на какой-то сильный вызов. Например, когда температура воды в водоеме с крокодилом резко упала и рептилия вынуждена искать новый ареал или приспосабливаться к новым условиям (меньше двигаться). В условиях России такой вызов — цены на нефть. Пока они терпимые. В ФНБ уже нечего копить, но Уклад жить может. Далее — серьезные американские вызовы, как это было с Рейганом.

Более того, у Уклада уже есть перед глазами опыт, как быстро развинтить СССР — государство более прочное, чем нынешняя РФ. Т.е. они понимают главные ошибки таких систем (например, не начинать радикальные реформы сверху; держать под контролем национализм и интеллигенцию; не допускать перебоев с едой; не разгуливать элиты среднего уровня; дозволять определенный градус вольнодумства и т. п.)

И еще более того, у Уклада теперь есть опыт транзита в других постсоветских странах. Например, украинский опыт слабого президента отброшен начисто. Белорусский опыт (спасибо им за это!) слишком сильного, суперавторитарного президента — тоже скорее всего будет отброшен, он срывает резьбу у Уклада. Есть казахстанский опыт — за ним наблюдают, пока прошло слишком мало времени, чтобы понять его эффективность. Но наверняка к 2023-24 годам и по нему будет опыт. В конце концов был не самый плохой опыт президента Медведева.

Т.е. этот мир консервативных стариков сейчас вооружен и знаниями. То, чего, например, не было у Горбачева.
Как уже писал не раз, Уклад сейчас должен получить ответы еще на 2 больших вопроса: надолго ли (навсегда) пришли низкие цены на нефть и кто выиграет выборы президента США в ноябре 2020-го? Соответственно, по итогам двух ответов какие-то решения («менять ареал», «меньше двигаться»), какие-то подвижки будут скорее всего только к весне-2021. Но и в том случае ответ не будет радикальным, в т. ч. и по перестройке внутренней политики. «Черт покушал — побежал, Б-г покушал — полежал».

Павел Пряников, журналист