Posted 6 октября 2011,, 08:53

Published 6 октября 2011,, 08:53

Modified 1 февраля, 09:02

Updated 1 февраля, 09:02

"Пули летят в обе стороны"

6 октября 2011, 08:53
В России часть элит связана с «мировым порядком», который не хочет, чтобы страна развивалась как содружество народов. Именно поэтому происходит сознательное противопоставление кавказцев и русских, убежден член ОП Максим Шевченко.

При формировании «президентского» списка Общественной палаты РФ в нем не оказалось имени руководителя Рабочей группы по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе Максима Шевченко. В интервью "Росбалту" Шевченко рассказал о "кавказской политике" России и поделился планами на будущее.

- Максим Леонардович, вас не включили в так называемый «президентский» список Общественной палаты. Вам кто-то отомстил за активную работу на Северном Кавказе?

- Не думаю, что президент Российской Федерации может быть заложником происков каких-то сил. Я пробыл членом Общественной палаты два срока. Я являюсь противником номенклатуры и становиться номенклатурой не собираюсь. Поэтому президент совершенно правильно ротировал меня. Есть, конечно, люди, которые уже в четвертый раз идут в Общественную палату по «президентскому» списку, но это – их проблемы взаимоотношений с властью.

Кавказом я буду заниматься в любом случае. Будучи членом Общественной палаты, я связан определенного рода системными обязательствами с государством. Если я не буду членом Общественной палаты, то таких обязательств у меня будет меньше. Системные обязательства дают возможность попадать в кабинеты чиновников регионального уровня и воздействовать на них. Но, может, попадать в эти кабинеты особенно и не стоит. В этих кабинетах я немало бывал, но толк от этого не всегда видел. Я еще не принял решение – пойду ли я в Общественную палату нового созыва по списку общероссийских организаций или, может быть, моя деятельность будет более эффективна вне палаты.

Я знаю, что в Интернете есть много всякого бреда, особенно со стороны фашистских ресурсов, связывающих себя с Израилем, что якобы мое «невключение» – это результат деятельности каких-то мелких проходимцев, которые именуют себя политтехнологами. Это даже всерьез рассматривать невозможно – сколько бы собака ни лаяла, а караван под названием «российская власть» всегда будет принимать собственные решения, исходя из внутренней целесообразности процессов, которые происходят в Российской Федерации.

- Есть ли в нашей стране силы, которые хотят рассорить российские народы, в частности, северокавказские народы и русский народ?

- Недоверие между представителями народов, конечно, имеет объективные причины и является издержками «трудных времен», о которых говорено уже много. Но также имеет место сознательное разжигание ссор и фобий. В России определенная часть элит связана с так называемым «мировым порядком», который не хочет, чтобы Российская Федерация шла по своему уникальному пути как содружество народов, цивилизаций, религий.

У нас есть внутренние проблемы, связанные с адаптацией или неадаптацией тех или иных социокультурных анклавов. Но мы не говорим об этнической войне, а они говорят. Перенесение пропаганды этнической конкуренции в российскую политику – это разрушение нашей страны. Я вижу, что происходит сознательное противопоставление кавказцев и русских.

Противодействие этих сил моей деятельности на Кавказе достаточно велико. Но наша рабочая группа Общественной палаты будет работать над созданием гражданского общества на Кавказе, в котором люди всех национальностей будут иметь равные возможности для развития. Откуда бы ни исходили фашистские и неонацистские взгляды, мы будем с ними бороться.

- «Притчей во языцех» стали утверждения о том, что федеральная власть выделяет большие деньги на социально-экономические программы на Северном Кавказе. Правильно ли, на ваш взгляд, происходит распределение этих средств?

- Абсолютно неверная позиция – рассматривать Кавказ как единую территорию с точки зрения финансирования. Каждый регион требует отдельного подхода, отдельной политики и отдельной программы.

Формирование единого отношения к Кавказу как некому туземному пространству кажется мне неправильным и абсолютно ложным. Мы же не говорим про Центральную Россию как территорию единого финансирования. Но мы все время рассматриваем Кавказ как какую-то полуколониальную окраину. А там принципиально разные случаи. В каких-то регионах средства тратятся более рационально, в других – менее рационально.

В каждом регионе есть свои удачи, свои неудачи, своя коррупционная составляющая, своя эффективность и неэффективность расходования средств. На Кавказе воруют и тратят деньги понапрасну меньше, чем на Дальнем Востоке и на Севере. В этом я уверен на сто процентов. На Дальний Восток и на Север денег выделяется гораздо больше. А результаты? Посмотрите на Владивосток - там не было никакой войны, а такое ощущение, что она была.

- Является ли внешняя граница Российской Федерации на Кавказе «священной и неприкосновенной» или она изменится со временем (ведь идут разговоры, например, о включении в состав России Южной Осетии)?

- Разговоры о слиянии Южной Осетии с Северной сегодня недопустимы. Так же, как и изменения границ внутри СКФО. Это приведет к дисбалансу на российском Северном Кавказе, к межэтническим войнам и к усилению террористической опасности. Южная Осетия должна развиваться как независимое суверенное государство, и Россия должна вкладывать силы в развитие демократии в этой республике.

Не границы сейчас надо пересматривать, а развивать приграничные территории в составе России, защищать, как это было сделано в 2008 году, права российских граждан на прилегающих территориях – не только Грузии, но и на территории других стран – например, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана и т.п.

Недавнее «закрытие» границ с Россией югоосетинскими властями – это ошибка. Они создают на ровном месте конфликтную ситуацию и позволяют вмешиваться в политический процесс внутри республики внешним силам.

- Как вы предлагаете преодолевать вражду, посеянную между народами?

- Мы предлагаем открытые диалоги. Все должны уметь разговаривать друг с другом. Я верю в человеческий разум, в способность договариваться и находить общую позицию. Надо относиться к человеку не по тому, какой он нации или религии, а смотреть – порядочный он или непорядочный

- А тех, кто не захочет быть порядочным и вести диалог, как перевоспитывать?

- Взрослых людей нельзя перевоспитать, если они не захотят над этим задуматься. Надо уметь со всеми разговаривать. Но если кто-то ищет драки, то не нужно бояться этой драки. А пули, как известно, летят в обе стороны.

Беседовал Дмитрий Ремизов