Posted 1 января 2014,, 10:30

Published 1 января 2014,, 10:30

Modified 31 марта, 15:38

Updated 31 марта, 15:38

Страна-катастрофа

1 января 2014, 10:30
В прошедшем 2013-м году в России все было "как обычно": страну сотрясали стихийные бедствия, усиливающиеся из-за безответственности чиновников, регулярно происходили теракты и аварии на транспортных магистралях.

В прошедшем 2013-м году в России все было "как обычно": страну сотрясали стихийные бедствия, усиливающиеся из-за безответственности чиновников, регулярно происходили теракты и аварии на транспортных магистралях.

Самым масштабным бедствием, по территории и охвату населения, оказалось наводнение на Дальнем Востоке минувшей осенью. Подъем уровня речной воды нанес ущерб Хабаровскому кра, Амурской области и ЕАО. Причиной наводнения называют интенсивные затяжные осадки. В то же время остался открытым вопрос – нельзя ли было уменьшить масштаб удара стихии. По мнению некоторых местных наблюдателей, последствия паводка были бы меньшими, если бы своевременно производился сброс воды из водохранилища Зейской ГЭС.

Только для сельского хозяйства ущерб составил не менее 10 млрд рублей. Наводнение повредило либо разрушило более 14 тыс. домов. Пострадали более 180 тыс. человек, 32 тыс. жителей были эвакуированы.

Окончательный ущерб будет подсчитан весной 2014 года. На оказание единовременной помощи в связи с утратой имущества пострадавшим гражданам из федерального бюджета было выделено порядка 12,2 млрд руб. На капитальный ремонт и строительство или приобретение жилья регионам выделены бюджетные ассигнования в размере около 4,6 млрд руб. В 2014 году на эти же цели необходимо направить еще около 9,5 млрд руб.

Следственные органы возбудили уголовные дела по фактам халатности чиновников Амурской области и Еврейской автономной области во время наводнения. Речь идет о разрушении под воздействием паводка дамбы Шимановского водохранилища в Амурской области и ненадлежащем исполнении своих обязанностей должностными лицами ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по ЕАО».

Значительно больший резонанс – мирового масштаба – получило другое природное явление: падение метеорита в Челябинской области. Метеорит 15 февраля упал в озеро Чебаркуль, прочертив светящуюся трассу в небе Южного Урала.

Небесное тело при падении развалилось на куски, однако ученые пришли к выводу, что его диаметр составлял 17 метров, а масса – порядка 10 тыс. тонн. По их оценкам, это самое большое из известных небесных тел, упавших на Землю после падения Тунгусского метеорита в 1908 году. Метеорит входил в земную атмосферу под очень острым углом – это и обеспечило ему долгий пролет, который смогли зафиксировать челябинцы на свои видеокамеры. Выложенные в Интернет видеозаписи стали очень популярны во многих странах: еще никогда человечество не имело возможности так детально разглядеть падение метеорита на Землю.

Войдя в атмосферу, небесное тело разрушилось, что привело к ударным волнам. Одна из них накрыла Челябинск. Были разбиты стекла и даже разрушились стены нескольких зданий. Пострадавшими, в основном - от осколков стекла, признали 1 тыс. 613 человек. Материальный ущерб от разрушений, вызванных ударной волной, определили в сумму от 400 млн до 1 млрд рублей.

Всемирная известность, которую принес Челябинску метеорит, подвигла некоторых уральцев на предложения увековечить это событие. Так, губернатор Челябинской области предлагал поставить памятник метеориту, а представители православной церкви – установить храм в честь спасения региона от падения небесного тела.

В течение года в России произошли два заметных землетрясения: в Южной Сибири и на Камчатском полуострове. Ущерб от июньского землетрясения в Кемеровской области оценен в 1,7 млрд. рублей, погибших не было. Серия подземных толчков произошла в течение года и на Камчатке. Эпицентры находились у побережья полуострова.

Более трагичными в уходящем году оказались техногенные аварии. Россия удержала черную «пальму первенства» в мире по погибшим в авиакатастрофах: наибольшее количество жертв было в результате падения пассажирского самолета Boeing 737 в Казани 17 ноября: 50 человек. Расследование происшествия продолжается. Среди версий причин трагедии: неисправность старого воздушного судна вкупе с возможным «человеческим фактором».

Второй, по числу погибших, авиакатастрофой стало падение вертолета Ми-8Т в Якутии, случившееся 2 июля. В окрестностях поселка Депутатский винтокрылая машина накренилась и зацепилась хвостовым винтом за сопку. В результате крушения погибли 24 человека.

Падения вертолетов и самолетов малой авиации в течение года произошли также в Краснодарском крае, Ставропольском крае, Белгородской области, Коми, Томской области, Красноярском крае, Иркутской области, Хабаровском крае, на Сахалине. Военные самолеты и вертолеты разбивались в Рязани, Саратовской области, Чечне, Хабаровске, Приморье.

Среди железнодорожных происшествий следует выделить крушение пассажирского поезда 7 июля на перегоне Кисляковка – Крыловская в Краснодарском крае. Причиной стала неисправность пути. С рельсов сошли 10 из 19 вагонов поезда. За медицинской помощью обратились 108 пострадавших, из них полтора десятка человек были госпитализированы.

Всего за год на железных дорогах России произошло несколько десятков аварийных инцидентов, несколько – с человеческими жертвами. Но эти случаи не получили значительного резонанса, так как происходили, в основном, с грузовыми поездами. Исключением стал сход с рельсов локомотива и вагонов грузового поезда в Белой Калитве Ростовской области 9 мая. Там загорелись семь и сдетонировала одна цистерна с газом. Были разрушены ряд зданий и жилых домов. Пострадавшими признаны 52 человека, многие были госпитализированы.

Жителям Волгограда надолго запомнятся «черные дни» 2013 года: 21 октября, 29 и 30 декабря. В эти дни на транспортных магистралях – в пассажирском автобусе, на железнодорожном вокзале и в троллейбусе – взрывались бомбы террористов. Погибли и были ранены десятки людей.

На фоне крупных катастроф словно бы теряются небольшие аварии. Однако по данным госавтоинспекции МВД РФ, только за 10 месяцев 2013 года в дорожно-транспортных происшествиях погибли более 21 тысячи человек. В начале нового года гаишники подведут окончательные итоги и назовут общее число людей, погибших на дорогах страны.
2013 год пережили не все россияне. Наступает 2014-й.

Дмитрий Ремизов