Posted 16 мая 2014,, 15:00

Published 16 мая 2014,, 15:00

Modified 31 марта, 13:34

Updated 31 марта, 13:34

Свинский регламент

16 мая 2014, 15:00
Вступивший в силу технический регламент Таможенного союза фактически убивает фермеров-животноводов и ЛПХ. Такое положение уже приводит к росту цен на мясную продукцию, а с прилавков на рынках мясо может попросту пропасть.

С 1 мая вступил в силу технический регламент Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции». Он запрещает продавать мясо животных, забитых в домашних условиях. Заложниками ситуации оказались мелкие фермерские хозяйства и частники.

Фермеры со всех районов Омской области дважды за последний месяц провели митинг в центре региональной столицы в знак протеста против нового таможенного регламента. Тем временем в правительстве Омской области уже заявили о росте цен на мясо в первые две недели мая, в особенности – на продукцию крупнейших производителей. Крупные сельхозпроизводители попросту взвинтили цену. В связи с этим омский минсельхоз обратился в управление федеральной антимонопольной службы, чтобы выявить возможное нарушение антимонопольного законодательства.

Власти сельских районов не подготовились ко введению техрегламента, считает президент Союза крестьянских (фермерских) хозяйств Омской области Иван Бригерт. По его словам, не созданы скотобойни для забоя скота из личных подсобных хозяйств (ЛПХ).

«В Омском районе скотобойни работают только в крупных хозяйствах, но я не знаю таких случаев, чтобы был сделан убойный цех в сельских поселениях для ЛПХ. И это при том, что этот вопрос уже обсуждается более двух лет. Но ни в нашем регионе, ни в других областях внимания на это не обращали», – рассказал Иван Бригерт.

По мнению фермера, вступившие в силу новые правила ударят по домашним хозяйствам всей страны. «Наверное, кто-то не понимает, что такое ЛПХ на селе. Это не два поросенка, которых хозяева съедят сами. В связи с тем, что в нашем регионе установились стабильные цены на молоко, в ЛПХ держат и по пять, и по пятнадцать коров. Люди живут за счет ЛПХ, учат своих детей в вузах и т.д. А если новые правила будут исполняться в жестком порядке, то никакого выхода людям не оставят», – констатировал фермер.

Иван Бригерт подчеркнул, что у некоторых селян просто может не быть денег, чтобы везти скотину на убой в отдаленный район.

«В каждом муниципальном районе, а лучше – в каждом сельском поселении тогда должен быть забойный пункт. Но хотелось бы жить по простым крестьянским правилам. Ведь всегда было так, что в деревнях в ЛПХ выращивали бычка, телочку, поросенка, резали и продавали. Понятно, что какие-то правила вырабатываются, но нынешние нововведения – не для нас», – отметил фермер.

Положения техрегламента могут привести к сокращению поголовья скота, рассказала корреспонденту «Росбалта» руководитель комиссии по аграрной политике Ростовского обкома КПРФ Вера Тишкова. По ее словам, индивидуальные сельхозпроизводители в Ростовской области тоже жалуются на нехватку убойных пунктов.

«С проблемой довелось столкнуться даже на бытовом уровне. Побывав на рынке, я услышала предупреждения продавцов мяса: покупайте домашнюю свинину сейчас, потому что ее вы не увидите еще долго. Свинопоголовье в личных дворах, как правило, единичное, и везти свинью на бойню, расположенную в Сальске или в Батайске, из других районов Ростовской области получается просто накладно. По этой причине сейчас происходит отказ от разведения свинопоголовья в домашнем хозяйстве», – констатировала Вера Тишкова.

Эксперт отметила, что, помимо сокращения производства мяса, приходится отмечать и изменения в психологическом настрое крестьянства, которое новые регламенты воспринимает как своего рода оскорбление.

«Перспективы очень тревожные. Эти регламенты ведут фактически к угасанию мясного производства», – подчеркнула Вера Тишкова.

Ограничения для мелких производителей мяса могли быть пролоббированы крупными производителями, не исключает зампред комитета по АПК и природопользованию Псковского областного собрания депутатов, руководитель фракции КПРФ Александр Рогов. По мнению депутата, таким образом мелкие производители вытесняются с рынка.

«Фермеров в животноводстве можно пересчитать по пальцам, потому что крупные производители все монополизировали. А потом будем удивляться – почему у нас все дорого. Поэтому нетрудно понять, кто лоббирует ограничительные техрегламенты. На юге Псковской области построили свиноферму на миллион голов, «Великолукский мясокомбинат». Но это не привело к удешевлению свинины. Это привело к нарушению экологии, но псковичам говорили: потерпите, зато будет много хорошей и качественной свинины. А нет ни качества, ни дешевой свинины», – констатировал народный избранник.

Как отметил депутат, наблюдается лишь рост цен на свинину. «Пустых полок нет, но цены на свинину в последнее время бешено подскочили. Она уже почти сравнялась по цене с говядиной, скоро дороже говядины будет. Это объясняют тем, что она якобы давно не дорожала. Но это слабое объяснение: ведь ни зарплаты с пенсиями, ни другие доходы так не росли», – подчеркнул Александр Рогов.

В разных регионах мясо, произведенное на личных подсобных подворьях и в крестьянско-фермерских хозяйствах, составляет разную долю мясного запаса. В некоторых регионах она доходит до половины объема. Устранение такого конкурента, как ЛПХ, явно пойдет на руку крупным мясопроизводителям и импортерам. В проигрыше останутся только сами мелкие производители и покупатели, так как цены на мясную продукцию неизбежно вырастут, а ее качество станет только хуже.

Дмитрий Ремизов