Пир в честь блудного сына

России предстоит вложить сотни миллиардов в транспортную инфраструктуру Крыма. По мнению экспертов, в частные инвестиции верить не стоит. Возлагаются надежды на потепление отношений с Украиной, но деньги нужны уже сейчас.


© Фото Ирины Дудиной

Российской Федерации предстоит модернизировать и перестроить транспортную инфраструктуру Крыма. Прежде всего необходимо заменить устаревшую инфраструктуру полуострова и справиться с проблемами, которые связаны с «островным положением» Крыма, его географической отделенностью от остальной территории России.

О железнодорожно-автомобильном сообщении через территорию Украины, видимо, придется забыть, если отношения между Москвой и Киевом не улучшатся, и Украина не признает, что «жемчужина Причерноморья» укатилась от нее навсегда. Мечтания о возникновении союзной Новороссии уже очевидно - не сбылись. Поэтому предстоит надежно соединить полуостров с «матерью-Россией» через Керченский пролив.

Первое «российское лето» в Крыму выявило трудности в организации сообщения с полуостровом. Желание россиян попасть на «возвращенный» курорт привело к многокилометровым автомобильным очередям на паромной переправе через пролив. Обещания российских властей сделать дешевыми и доступными билеты на авиаперелеты в Симферополь остались только обещаниями.

Многие транспортные проблемы возникли из-за нерасторопности ответственных лиц. Так, стоило ввести дополнительные паромы, как очередь, в которой люди ждали на жаре по 40 часов, сократилась в шесть раз.

Причины дороговизны авиабилетов в Симферополь до конца еще не озвучены. По утверждению  вице-премьера республики Евгении Бавыкиной, симферопольский аэропорт оказался самым дорогим по тарифам и сборам за обслуживание рейсов. В соседнем Краснодаре, где сборы тоже высоки по сравнению со средними по России, с транспортных организаций все же берут в два раза меньше, чем в Симферополе. Как объяснили власти Крыма, такие высокие тарифы были введены руководством аэропорта еще в прошлом году, когда автономия входила в состав Украины. Неудивительно, что лететь на отдых за границу россиянам оказывается дешевле, чем в Крым.

Перестройка транспортной инфраструктуры Крыма предполагает модернизацию аэропортов Симферополя и Севастополя. Взлетно-посадочная полоса Симферополя – одна из самых длинных в России – более 3,7 тыс. метров, но при этом не реконструировалась ни разу с момента создания в 1982 году. Объем средств, которые понадобятся на модернизацию аэропорта, еще окончательно не определен. Однако можно припомнить, что планы реконструкции были еще до возвращения Крыма в состав России. И тогда перестройку аэровокзала, включающую новый пассажирский и грузовой терминалы, оценивали как минимум в $90 млн.

Более масштабно выглядят проекты постройки транспортного моста через Керченский пролив. По предложению «Автодора», строительство двухуровневого моста с автомобильными и железнодорожными путями обойдется, как минимум, в 283,19 млрд рублей. Вариант с железнодорожным туннелем оценивают в 376,48 млрд рублей.

Вице-премьер Крыма Евгения Бавыкина рассказала, что есть почти готовый проект Китая проложить по дну Керченского пролива туннельный переход и с железнодорожной, и с автомобильной магистралью. Цена проекта не озвучена, однако известно, что китайская сторона проектирует туннельный переход с 2009 года по поручению правительства Москвы. "Уж не знаю, какими путями завязались контакты, но этим занимался еще Лужков", — прокомментировала Бавыкина.

Между тем предстоит еще обновить автомобильные дороги непосредственно на полуострове. По мнению директора Института стратегического анализа ФБК, профессора ВШЭ Игоря Николаева, ежегодные затраты на транспортную инфраструктуру Крыма составят не менее 100 млрд рублей.

Как заявил доктор экономических наук корреспонденту «Росбалта», в условиях санкций надеяться на частные инвестиции Крыму не следует. «Об иностранных инвестициях вообще речи быть не может, и даже китайские инвесторы вряд ли сейчас пойдут туда. Частные российские инвесторы, если придут, то на определенных условиях, то есть они, конечно, потребуют для себя преференций. Отсюда вывод: уж если на какие-то источники можно надеяться, то это только на бюджетные средства», – предполагает Игорь Николаев.

Добровольно и без льгот частные структуры свои деньги на инфраструктуру Крыма не дадут, подчеркнул профессор ВШЭ. Вероятно, не случайно появились депутатские предложения о повышении налогов для россиян с высокими доходами. Если идея будет реализована, то механизм «недобровольного перераспределения» из частных рук на крымские проекты становится очевиден.

Есть и более позитивные прогнозы. «Очевидно, что в период обострения, которое происходит сейчас, сложно договориться о привлечении крупномасштабного пула частных инвесторов. С другой стороны, есть потенциальные крупные инвесторы, которые не обращают внимания на европейские санкции, например, Китай, который присматривается к Крыму. Тем не менее, ближе к осени, вероятно, ситуация стабилизируется и можно будет говорить о совместных, частно-государственных инвестициях в ряд направлений. Речь идет об автотранспортной инфраструктуре. Это и дорожное строительство в районе Ялты, и модернизация подъездных путей к средствам переправы, и масса других вопросов», – заметил президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.

Советник Института современного развития Никита Масленников тоже считает, что ситуация может перемениться к лучшему уже до конца сезона. «Волна санкционных настроений должна ослабнуть к концу лета. Уж слишком тяжелы последствия санкций для всех. Украине практически гарантированы в этом году потери ВВП в 5-7%, инфляция уже 19%. Что дальше будет? Секвестр государственных расходов – это уже фактор социальной напряженности, которая станет достаточно серьезной реальностью внутриполитического ландшафта. Санкции в отношении России, если они случатся, тоже означают потери нескольких десятых процента ВВП. Есть также расчеты МВФ и Всемирного банка, говорящие, что и ближайшие соседи Украины, некоторые страны Центрально-Восточной Европы потеряют в экономическом росте. Неслучайно харизматический лидер МВФ Кристин Лагард высказала прогноз, что если все будет идти как идет, то еще несколько недель – и ситуация в Украине будет представлять существенный фактор риска для глобальной экономики в целом. Экономика станет притормаживать еще больше, чем ожидалось. Поэтому нельзя исключать, что осенью начнется разрядка геополитической напряженности, и инвесторы будут рассматривать свое участие в экономике Крыма более оптимистично», – считает Никита Масленников.

В связи с предстоящими гигантскими затратами возникает вопрос: когда средства, вложенные в Крым, станут приносить России отдачу? Дмитрий Абзалов считает, что «период окупаемости» составит пять-десять лет. Экономист Михаил Хазин настроен еще более оптимистически. По его мнению, если в течение двух ближайших лет сделать стратегические инвестиции в транспортную инфраструктуру Крыма, то это будет вести к превращению республики в регион-донор.

«Самые главные инвестиции можно сделать за два года, а потом развивать инфраструктуру постепенно. Мост через Керченский пролив построить за два года, конечно, не удастся, но можно будет наладить паромную переправу. Например, в Греции довольно успешно применяют паромы для связи между островами», – напомнил Михаил Хазин.

В целом ситуация с Крымом сейчас напоминает известную библейскую притчу о блудном сыне. «Мать-Россия» готова понести затраты, празднуя возвращение Крыма домой. Хранившие верность Москве другие российские регионы недовольно сопят, но ограничиваются лишь глухим ворчанием.

Дмитрий Ремизов