Posted 1 октября 2014,, 08:30

Published 1 октября 2014,, 08:30

Modified 31 марта, 11:20

Updated 31 марта, 11:20

Полумесяц над Крымом

1 октября 2014, 08:30
Несмотря на прекращение деятельности в Крыму ряда экстремистских мусульманских организаций, власти продолжают серьезно считаться с «исламистским фактором» на полуострове. Видимо, с этим связаны недавние обыски, проеведенные в меджлисе и мечетях.

«Лица, получившие боевой опыт и при этом остающиеся религиозно и политически заряженными, вернувшись на постоянные места жительства, могут стать весьма опасной угрозой национальной безопасности своих стран», - заявил на днях секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев. Его слова весьма актуальны для Крыма, вместе с которым Россия получила в придачу и цветастый букет исламских экстремистов самого разного толка.

Накануне присоединения полуострова местный исламистский мир представлял собой весьма пеструю картину. В Крыму открыто действовала и периодически устраивала съезды запрещенная во многих (в т.ч. и мусульманских) странах организация «Хизб–ут Тахрир», ратующая за построение всемирного исламского халифата на основе законов шариата. Отмечались случаи задержания сотрудниками СБУ вербовщиков и пропагандистов из «Таблиги Джамаат» - пакистанской по происхождению исламистской структуры. Заглядывали с визитами представители турецкой националистической пантюркистской организации «Бозкурт» (Серые Волки). В СМИ активно циркулировали слухи о связях ряда частных татарских школ и колледжей с запрещенной турецкой исламистской сектой «Нурджулар».

Причиной была крайняя мягкость украинского законодательства по отношению к «просветительским» организациям подобного типа – оно юридически связывало руки сотрудникам МВД и СБУ. Хотя поводов действовать было достаточно. Так, по мнению крымско-татарского общественного деятеля Ленура Усманова, мусульманская просветительская организация «Аль Раид» в Симферополе является структурой исламистской партии «Братья – мусульмане» и служит прикрытием для ваххабитов. Сейчас она действует как культурный центр «Созидание».

После референдума 18 марта публичные члены «Хизб-ут Тахрир» покинули территорию Крыма, так как эта организация запрещена российским законодательством. Пантюркистская «Нурджулар» также значится в списке запрещенных в России экстремистских организаций, но действует она преимущественно через сеть образовательных учреждений. Возможно, именно этим объясняется нынешний интерес правоохранительных органов к татарской школе-лицею для одаренных детей в селе Танковое, одним из изучаемых языков в которой был турецкий.

«Бозкурт» если и действует в российском Крыму, то очень осторожно: в социальных сетях периодически фиксируемая характерная «волчья» символика с примесью постов о сочетании ислама с национализмом, но ничего более.

Вообще, влияние Турции на крымско-татарское общество традиционно сильное. Это обусловлено и вассальной зависимостью Крымского ханства от Оттоманского халифата в прошлом, и современными факторами: турецкие фонды и организации активно вели работу на полуострове еще с середины 90-х годов прошлого века. Светская турецкая разновидность ислама не требует отказа от национальной идентичности в пользу религиозной. Это делает ее комфортной для крымских татар, которых, например, отмечают Навруз и Хыдырлез – праздники, история которых уходит в доисламское прошлое.

Напомним, что в современной Турции, государстве-члене НАТО ведутся разговоры о восстановлении Османского халифата, частью которого когда-то был и Крым. Его присоединение к России не было признано турецким руководством. Также официальная Анкара последовательно поддерживала сирийскую оппозицию, через малоазийский полуостров идет львиная доля контрабандной нефти экспортируемой боевиками ИГИЛ. Кстати, в недавно образованную США коалицию против «Исламского государства» Турция не вошла.

Учитывая серьезное турецкое влияние на крымско-татарскую культурную и интеллектуальную элиту, транзит нестабильности в Крым может начаться не с Украины, а, в первую очередь, с южных берегов Черного моря. Тем более, что среди крымских татар есть боевики, получившие военный опыт в Сирии и Ираке. В апреле 2013 г. стало известно о гибели в Сирии 20-летнего крымского татарина Абдулы Джеппарова, завербованного крымской ячейкой «Хизб-ут Тахрир» и воевавшего на стороне оппозиции. Сообщалось также, что крымские татары воюют в Сирии в составе исламистского подразделения «Катаиб Мухаджарин». В целом количество крымчан, воевавших совсем недавно на Ближнем Востоке, оценивается спецслужбами в 300-500 человек.

Стоит напомнить и о воевавшей в Донбассе в составе ВСУ отдельной сотни «Крым». Согласно данным ее официального сайта на конец июля 2014 г, это подразделение является структурной частью батальона «Днепр». О сотне известно, что она принимала участие в обороне Саур-Могилы и понесла серьезный урон в Иловайском «котле». Согласно странице сотни в социальной сети, подразделение не воюет за демократию, какую-то партию или конституцию Украины, не приносило присяги и даже не поднимает украинский флаг. При этом ее участие в войне объясняется исключительно «агрессией России». Там же сказано, что если украинская армия пойдет освобождать Крым, то и сотня примет в этом участие - но лишь потому, что полуостров является «колыбелью ислама в Украине».

Проведенные недавно ФСБ обыски в здании меджлиса крымских татар, в мечетях и медресе полуострова показывают, что в Москве оценивают опасность крымско-татарского исламского фактора как весьма серьезную. Об этом же, отчасти, может свидетельствовать и заявление министра обороны Сергея Шойгу о развертывании в Крыму полномасштабной армейской группировки.

Михаил Немтырев