Posted 12 марта 2015,, 11:07

Published 12 марта 2015,, 11:07

Modified 31 марта, 09:02

Updated 31 марта, 09:02

Завершено следствие по делу о затоплении буровой платформы "Кольская"

12 марта 2015, 11:07

ХАБАРОВСК, 12 марта. В Хабаровском крае завершено расследование уголовного дела о затоплении платформы «Кольская» в Охотском море. Следователи считают, что спасение не было организовано из экономии.

Передано в суд дело против двоих высокопоставленных руководителей открытого акционерного общества «Арктикморнефтегазразведка» (судовладельца «Кольской»): бывшего исполняющего обязанности заместителя генерального директора по безопасности мореплавания Бориса Лихвана и исполняющего обязанности главного инженера Леонида Бордзиловского.

По данным СКР, в апреле 2011 года между ОАО «АМНГР» и ООО «Газфлот» был заключен контракт о строительстве поисковой скважины «Первоочередная-1». В рамках контракта с августа по декабрь 2011 года СПБУ «Кольская» производила работы по бурению скважины на Западном участке шельфа полуострова Камчатка. После завершения работ между ОАО «Дальневосточное морское пароходство» и ОАО «АМНГР» было заключено соглашение о буксировке «Кольской» с точки бурения в порт "Корсаков" на Сахалине. Буксировали судно с привлечением ледокола «Магадан» и транспортно-буксирного судна «Нефтегаз-55».

По условиям соглашения маршрут движения буксирного каравана длиной в 917 миль пролегал вдоль западного берега полуострова Камчатка и Курильских островов. По правилам максимальная скорость буксировки не должна превышать 3,2 узла, а при высоте волны более 4 м и скорости ветра более 17,1 м/с необходимо опустить опорные колоны на два пролета и приступить к дрейфу. Ответственным за общее руководство буксировкой был назначен начальник службы эксплуатации флота и безопасности мореплавания ОАО «АМНГР».

11 декабря 2011 года по приказу исполняющего обязанности заместителя генерального директора Лихвана началась буксировка установки с точки бурения к берегам Сахалина. На борту находилось 67 членов экипажа. Исполняющий обязанности главного инженера Бордзиловский, проигнорировав неоднократные требования начальника СПБУ о вывозе с «Кольской» не задействованных в буксировке 28 человек, устным распоряжением запретил организовывать вывоз персонала.

В течение пяти суток буксировка проходила в штатном режиме. Затем погода испортилась. Ответственный за буксировку, пытаясь обогнать надвигающийся циклон, самовольно принял решение об увеличении скорости движения до 4,8 узлов, о чем доложил Лихвану, а также Бордзиловскому, которые указаний о снижении скорости до разрешенных пределов не дали. В результате превышения скорости буксировки наружная обшивка корпуса была деформирована, образовались трещины, через которые стала поступать вода. Через некоторое время образовался крен носовой части устновки. По спутниковой связи обвиняемых не раз информировали о необходимости спуска опорных колонн на СПБУ для улучшения остойчивости и перехода в режим дрейфования. Однако те в надежде на "авось" игнорировали поступающую информацию, и никаких мер по спуску опор не предприняли.

Из-за шквалистого ветра, достигавшего 25 м/с, и волн высотой до 4-5 м на СПБУ сорвало обтекатель носовой опоры. В результате повреждения обшивки корпуса затонули балластные цистерны и образовался сильный крен платформы. Герметичность водонепроницаемых закрытий на верхней палубе была нарушена. Поступление воды в машинное отделение в количестве, превышающем производительность осушительных насосов, привело к дальнейшему увеличению осадки и крена, а также к затоплению неповрежденных отсеков буровой установки. Спустя сутки фигуранты дела дали запоздалое указание опустить опорные колонны, однако из-за сильного крена опорные колонны не вышли.

Следователи считают, что обвиняемые, понимая неизбежность затопления платформы и гибели людей, решили сэкономить деньги предприятия и никаких мер к организации спасательной операции не приняли, рекомендации дежурного Морского спасательного подцентра «Южно-Сахалинск» по организации своевременной подачи сигнала SOS игнорировали, вылет вертолетов спасательных служб и иных организаций в район бедствия СПБУ своевременно не организовали. Вопреки запрету и бездействию руководства, утром 18 декабря 2011 года капитан «Кольской» подал сигнал SOS, однако было уже слишком поздно.

В этот же день в 12:46 «Кольская» опрокинулась и затонула в Охотском море на глубине более 1000 метров. Погибли 53 члена экипажа СПБУ и еще трое спаслись, но пострадали.

Дело направлено в суд.