Спасет ли ТОР Калининград?

Правительство намерено создать в Калининградской области территорию опережающего развития. Одни эксперты уверены, что чем больше льгот, тем лучше, а другие считают, что эксклаву нужны более ясные привилегии.


© CC0 Public Domain

Правительство РФ намерено создать в Калининградской области территорию опережающего развития (ТОР). Планируется, что самый западный регион получит те же преференции, что и Дальний Восток, вдобавок ко льготам Особой экономической зоны. Как это отзовется на развитии калининградской экономики, сегодня сказать трудно. И если одни эксперты уверены, что чем больше льгот, тем лучше, то другие более осторожны в своих оценках: нюансы создания ТОР в Калининграде пока не ясны.

Новый статус региону могут присвоить с 1 апреля 2016 года, когда резиденты действующей ОЭЗ утратят право на освобождение от уплаты вывозных пошлин. При этом действующим законом о ТОР создание таких территорий разрешено только на Дальнем Востоке и в депрессивных моногородах. Для Калининграда в Минэкономразвития решили сделать исключение. Проектом предполагается, что преференции ТОР добавятся к действующим льготам Калининградской ОЭЗ — они будут действовать одновременно.

Как именно будет работать механизм, сегодня в регионе мало кто понимает. Перспективы весьма туманны, считает депутат областной думы от партии ЛДПР Александр Ветошкин. Региону нужны налоговые преференции, но не малообъяснимая смена налоговых режимов, говорит он. "Для меня ТОР – это "темный лес", как и, наверное, для большей части жителей России, даже там, где она создана уже не первый день. Изначально идея особой экономической зоны (ОЭЗ) для Калининградской области была не самой плохой, довольно правильной. Возможно, просто стоило продлить действие этой зоны, сделать ее бессрочной, что гарантировало бы бизнесу перспективы постоянной работы", — заметил Ветошкин.

Дополнительный льготный режим на территории, где уже работает ОЭЗ, может привести к путанице, считает бизнес-омбудсмен региона Георгий Дыханов. В худшем случае в регионе параллельно появятся нескольких экономических укладов, когда «кто в лес, кто по дрова».

«Представьте, одни живут по старому закону об особой зоне. Они уже получили льготы, работают в нем и новые льготы уже не получат. Новые предприятия могут пойти по линии ТОРа, это будет совсем другой уклад, другие льготы, другие правила игры. Третий вариант, это те, кто не пользуется ни теми, ни другими льготами. Есть еще и гибридные варианты. Получается, у нас будет три, а то и четыре разных уклада экономики. К тому же еще в 16-м году в марте у нас будет действовать старый закон об особой зоне, а это еще пятый уклад. Пять разных правил игры - это уже не рыночная экономика, не равные условия», - заявил Дыханов «Росбалту».

Такую «многоукладную» экономику Дыханов сравнил с НЭПом прошлого века. Калининград вряд ли можно будет назвать конкурентоспособным регионом в экономическом смысле, отметил бизнес-омбудсмен. «В краткосрочном плане создание ТОР это здорово. Все сейчас получат льготы, преодолеют 16-й год, подготовятся к ЧМ-2018. Но в долгосрочном плане мы можем оказаться в ситуации, когда каждый живет по-своему. В этом и проблемы администрирования, это и проблемы для правительства будут», - заметил Дыханов.

Сегодня еще неясно, как именно будет вводиться новый экономический режим в регионе, отметил он. Одновременно ТОР и ОЭЗ на одной территории существовать не могут. Чтобы сделать исключение для Калининграда, придется менять законодательство. По словам Дыханова, пока он видит несколько вариантов развития событий. «Первый: ТОР будет вместо особой зоны. Второй, если изменят законодательство - этот ТОР будет вместе с особой зоной. Третий вариант, что нам этот ТОР в конечном итоге не дадут», - сказал Дыханов.  

Между тем калининградский губернатор Николай Цуканов сообщил, что поправки в закон о ТОР готовятся и «в ближайшее время решение будет принято». По его убеждению, новый правовой режим привлечет в регион дополнительные инвестиции. «Самое главное, чтобы мы были готовы работать в новых условиях. Нам предстоит поработать с вами вместе: и правительству области, и бизнесу", — заявил Николай Цуканов на встрече с местными предпринимателями.

Согласно данным Минэкономики РФ, в ТОР действует режим свободной таможенной зоны, но иностранная продукция и товары, изготовленные с использованием импортных комплектующих или товаров Таможенного союза, ввезенные без уплаты пошлин, могут использоваться только внутри зоны. Для резидентов ТОР предусмотрены освобождение от земельного налога и налога на имущество, льготные арендные ставки на имущество управляющих компаний и приоритетное присоединение к инфраструктуре.

Как полагает глава комитета по транспорту и таможенной политике калининградской Торгово-промышленной палаты Леонид Степанюк, в данном случае работает принцип «чем больше льгот, тем лучше». «В Калининграде должны использоваться любые формы, в том числе ТОР, если это даст нам какие-то привилегии и компенсирует издержки, связанные с нашей эксклавностью. Эта тема прозвучала недавно, ее мало кто до конца изучил. Я думаю, в том смысле, в каком мы ее знаем, да, это хорошая идея. Но применимо ли это для Калининграда, я не знаю. У нас шире статус, у нас все-таки отдельный заграничный регион, Свободная экономическая зона. Если ТОР возможно использовать, то это хорошо», - подчеркнул Степанюк.

По его мнению, внимание федерального центра от Калининграда существенно отвлекает Крым. При этом приближение 2016 года, когда резиденты действующей калининградской ОЭЗ утратят право на освобождение от уплаты вывозных пошлин, заставляет «хвататься за все, что может помочь», В идеале в регионе необходимо ввести особый экономический режим, который бы полностью избавил бизнес от налоговых нагрузок, говорит Степанюк.

Вряд ли ТОР сможет решить «проблему 2016 года» и возместить убытки предпринимателям от окончания льготного режима, считает генеральный директор компании "Телебалт" Виктор Борисенко. Его компания - резидент ОЭЗ, производит бытовую технику и реализует ее в Москве.

«Самую главную льготу мы теряем в 2016 году – это таможенные пошлины и НДС. И вряд ли какие-то новые льготы могут это заменить. Но то, что регионом занялись, безусловно, очень положительный момент. Все-таки у нас регион необычный, мы внутри Евросоюза, здесь есть такие барьеры, которых нет ни у одной территории РФ. Перемещение товаров связано с определенными трудностями. И то, что нами занимаются, это, безусловно, очень хорошо. Тем более, когда 16-й ФЗ (Закон об ОЭЗ в Калининградской области – «Росбалт») заканчивает свое действие. Должно быть что-то, что хотя бы частично возместит те потери, которые будут связаны с прекращением действия закона. Потому что по-другому выживать очень сложно», - сообщил предприниматель «Росбалту».

Создание ТОР в Калининградской области может принести пользу экономике региона, если будет сочетаться с сохранением таможенных льгот для ряда отраслей, уверен президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.

По его мнению, калининградская ОЭЗ одна из наиболее успешных в России и будет неразумно отказываться от ее выгод. Основная часть льгот в ОЭЗ касается налогов, связанных с пошлинами. Эти льготы позволили развернуть в Калининграде сборку автомобилей и другие производства.

Эксперт отметил, что компенсация затрат регионального бюджета, а также налоговые каникулы, предусмотренные в ТОР, очень перспективны для новых предприятий с горизонтом окупаемости в 5-6 лет. Но для производств, которые уже работают, критически важна именно пошлинная составляющая.

"Основная часть прибыли при уровне локализации 40-60% обеспечивается именно за счет льготного ввоза запчастей или машинокомплектов. В случае невысокого уровня локализации отмена пошлинных льгот будет серьезным ударом для этих отраслей. Для автопроизводителя разворачивать заново автозавод на фоне некоторого падения производства может быть достаточно болезненно, на это могут пойти лишь единицы. Поэтому, я думаю, что в Калининградской области будет смешанный режим, который будет иметь, как минимум, адаптивный характер. С одной стороны, будут работать льготы для новых предприятий, а, с другой, для сегментов, которые завязаны на внешний контур, вполне возможно, останется льготный режим в плане таможенных пошлин в течение нескольких лет", — полагает эксперт.

Между тем в «Автотор Холдинге», реализующем в регионе проект автокластера, пока не готовы комментировать эффект от создания ТОР. «Что касается того, как создание ТОР может повлиять на деятельность «Автотора», об этом говорить преждевременно. Мы внимательно следим за ситуацией, анализируем все обсуждаемые инициативы. Когда будет принято окончательное решение по всем критериям и условиям работы в рамках ТОР для бизнеса, мы сможем составить объективную оценку перспектив развития в данном экономическом формате», - сообщил «Росбалту» президент холдинга Валерий Драганов через пресс-службу компании.

Он отметил также, что в холдинге положительно оценивают «ответственный подход власти в решении проблем региона». А создание ТОР, по мнению Драганова – одно из перечня важнейших решений, которые были приняты в мае 2014 года, когда регион посетил премьер Дмитрий Медведев.

«Часть поручений о дополнительных мерах государственной поддержки, обеспечивающих сохранение основных экономических условий предпринимательской деятельности на территории Калининградской области после 1 апреля 2016 года, уже исполнена в рамках изданных постановлений правительства, часть - в проектной стадии. Такой комплексный подход к вопросам социально-экономического развития области и поддержки предпринимательской активности региона дает основание надеяться на эффективный результат», - подчеркнул Драганов.

А вот по мнению заместителя председателя комитета по международным и межрегиональным отношениям, безопасности и правопорядку областной думы Соломона Гинзбурга, идея ТОР в Калининграде - "проект от бессилия", и на практике реализован он не будет.

«Вообще нет таких прецедентов, когда на преференции Особой экономической зоны накладывается территория опережающего развития. Понятно, что ОЭЗ у нас не будет, Россия является членом ВТО. А что такое ТОР применительно к Калининграду? Как она себя зарекомендовала на Дальнем Востоке, какие налоговые преференции? Как будут решены в целях привлекательности вопросы визового режима для Калининграда? Ничего этого нет. Поэтому нужна какая-то пропагандистская погремушка. Впереди 16-й год, а как развиваться региону, взгляда у федерального центра нет, да и у исполнительной власти региона тоже. Поэтому, чтобы отвлечь внимание, вброшен такого рода симулятор, который ничего за собой не имеет. Эта идея совершенно бесперспективна», - заявил депутат «Росбалту».

По его прогнозам, идея создания ТОР на Ззападе России будет муссироваться до 24 сентября, то есть до заседания комиссии по социально-экономическому развитию региона под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева. После этого от идеи, вероятнее всего, откажутся за ненадобностью, считает Гинзбург.

Как говорят эксперты, возможно, вместо создания ТОР стоило бы доработать закон об ОЭЗ. Действие таможенных преференций резидентам ОЭЗ изначально было ограничено десятилетним периодом. Компаниям, которые не смогли адаптироваться к их отмене, новые льготы не помогут: прежний режим был бы им гораздо выгоднее, сообщил «Коммерсанту» исполнительный директор Института экономической политики имени Гайдара Сергей Приходько.

По мнению Гинзбурга, дополнительным льготным режимом крупных инвесторов привлечь не удастся. В статусе региона должны быть законодательно прописаны особые налоговый и визовый режимы, механизмы въезда-выезда, необходимо упростить въезд для иностранцев. Только тогда можно будет говорить о настоящем развитии калининградской экономики. Но такого комплексного подхода сегодня нет, отмечает депутат.

Юлия Парамонова


Ранее на тему Медведев утвердил порядок проведения проверок ТОР