Posted 16 июня 2015,, 15:00

Published 16 июня 2015,, 15:00

Modified 31 марта, 07:37

Updated 31 марта, 07:37

Фрегаты остались без украинских «сердец»

16 июня 2015, 15:00
Прекращение Украиной военно-технического сотрудничества с Россией поставило под угрозу завершение строительства кораблей для ВМФ РФ, а заодно может "похоронить" Николаевский завод, поставлявший ему газотурбинные двигатели.

Скандал, вызванный отказом Украины поставить в Россию оплаченные ранее корабельные газотурбинные двигатели, высветил важную проблему в военно-техническом сотрудничестве между государствами. В данном случае она заключается в серьезной зависимости российского оборонного комплекса от украинских производителей.

Конечно, история знает примеры, когда государства продолжали поставлять друг другу вооружение и в период охлаждения отношений, и даже в ходе начавшегося военного конфликта. Бывало, что такие поставки продолжались вплоть до окончания военных действий. Причем в большинстве случаев сами военные не подозревали, что пули и снаряды, выпущенные по их позициям, произведены на отечественных оружейных заводах. Но что касается данной конкретной ситуации, то для российской кораблестроительной отрасли прозвенел очередной тревожный звоночек, предупреждающий о грядущих серьезных проблемах. Впрочем, не только для нее.

Начало эта «корабельная» история берет в 1946 году, когда Совет Министров СССР принял постановление о создании завода по производству паровых турбин в городе Николаев, находившемся на территории Украинской ССР. В октябре 1953 года этот турбинный завод был введен в эксплуатацию, а уже в марте 1954 года сюда прибыла правительственная комиссия с целью выявления возможности изготовления на заводе газовых турбин для кораблей Военно-морского флота. Через два года в Николаеве начался серийный выпуск газотурбинных установок.

За прошедшие годы Николаевский завод, называемый ныне «Научно-производственным комплексом газотурбостроения «Зоря — Машпроект», стал ведущим предприятием в своей отрасли сначала в СССР, а потом и в СНГ.

Ситуация практически не изменилась после исчезновения с карты мира Советского Союза. До самого последнего времени украинский завод исправно поставлял России газотурбинные корабельные двигатели, а также оборудование для магистральных газопроводов и электростанций. Только за последние десять лет николаевскими турбинами были оснащены электростанции в Салехарде, Иваново и Новгороде, многочисленные противолодочные, десантные и сторожевые корабли ВМФ России.

Поэтому совершенно не удивительно, что российские конструкторы при проектировании новых фрегатов серии 22350 и сторожевых кораблей серии 11356 изначально полагали, что они будут оснащены силовыми установками Николаевского завода. То есть, произведенными за пределами России. Если вспомнить утверждение моряков, что двигатель является сердцем корабля, то получается, что новые российские фрегаты создатели намеревались снабдить «чужими» сердцами.

На эти суда российскими корабелами делалась серьезная ставка. Фрегат серии 22350 с газотурбинной силовой установкой мощностью в 52000 лошадиных сил (на корабле также установлены два дизельных двигателя по 5200 «лошадей» каждый) и водоизмещением в 4500 тонн задумывался как корабль нового поколения. «Адмирал Касатонов» (на фото), спущенный на воду в декабре 2014 года, стал первым в серии, в которой предполагалось построить 10-12 кораблей.

Сторожевики проекта 11356 российские военные моряки собирались использовать как для перевооружения собственного флота, так и продажи за границу. Мощность его силовых установок составляет 56000 лошадиных сил, а водоизмещение – 4035 тонн. Планировалось построить шесть таких кораблей с возможным увеличением количества до девяти или двенадцати.

Таким образом, можно сделать вывод, что и фрегаты, и сторожевики должны были составить в будущем костяк отечественного ВМФ.

На них, как уже говорилось, должны были быть установлены николаевские двигатели. Но первоначально это не слишком волновало ни поставщиков, ни потребителей. Даже в апреле 2015 года российские судостроители и военные аналитики не хотели верить в то, что Украина может пойти на разрыв отношений и отказаться поставлять проплаченную продукцию. Они утверждали, что дальше деклараций и грозных заявлений дело не пойдет – настолько прочными казались налаженные годами связи, не говоря уже о столетиях совместной жизни в границах одного государства.

Однако Украина все-таки пошла на такой шаг. Юрий Терещенко, исполняющий обязанности главы "Укроборонпрома", в состав которого с 2011 года входит николаевская «Зоря-Машпром», еще в конце марта заявил, что вряд ли разумно своими руками вооружать армию противника. Премьер-министр страны Арсений Яценюк сообщил на майском заседании правительства о прекращении действия подписанного в 1993 году соглашения о военно-техническом сотрудничестве с Россией. Затем уже в июне Петр Порошенко подписал ряд законов об отказе от сотрудничества в военной сфере с РФ.

До этого Николаевский завод успел поставить в Россию двигатели для трех кораблей. Поставки остальных, уже оплаченных агрегатов, были приостановлены.

Остроту возникшей проблемы признала и российская сторона. Вице-премьер Дмитрий Рогозин откровенно сказал, что теперь мы не сможем завершить строительство ряда кораблей для ВМФ. Всего же, по его словам, почти двести позиций из номенклатуры вооружений и военной техники, необходимых для российской армии, пока замещаются поставками с Украины.

Реакция российских корабелов на это решение украинской стороны оказалась достаточно нервной. Сначала пресс-служба Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) сообщила о намерении судиться, чтобы добиться поставки ранее оплаченных двигателей. Сообщалось даже, что Москва уже подготовила иск, однако потом последовало сообщение, что он так и не был подан, поскольку поставщик объяснил невыполнение контрактных обязательств форс-мажором.

Это объяснение, а также некоторая неуверенность российской стороны могут свидетельствовать о растерянности, охватившей недавних партнеров. Похоже, что сейчас им совсем не хочется одним махом разрывать давние связи. Но с другой стороны, политические обстоятельства в данный момент оказываются сильнее экономической выгоды.

Правда, выход российские кораблестроители вроде бы нашли. Решено перенести производство газотурбинных двигателей на рыбинское НПО «Сатурн». Утверждается, что волжане уже в 2017–2018 годах начнут поставки отечественных двигателей на российские корабли.

Напомним в этой связи, что НПО «Сатурн» ведет свою историю от созданного в Рыбинске в 1916 году автомобильного завода. В 1926 году он был передан в систему предприятий авиационной промышленности и с 1928-го начал выпуск авиадвигателей. В дальнейшем Рыбинский завод стал лидером в своей отрасли. Рыбинскими двигателями оснащалось большинство отечественных военных и гражданских самолетов, в частности, МиГ-21 и МиГ-23, Су-24, Су-30 и Су-37, Ил-76 и Ил-62, Ту-154 и Ту-144.

В настоящее время, наряду с авиадвигателями, рыбинское НПО производит несколько видов морских корабельных силовых установок. Правда, здесь самостоятельно способны выпускать пока только турбины вдвое меньшей мощности, чем николаевские движки. Но задача поставлена: через два с половиной года на российских кораблях должны использоваться отечественные газотурбинные агрегаты. Об этом публично заявил президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов. И необходимые мощности для налаживания производства, по словам Рахманова, на рыбинском «Сатурне» есть.

Некоторые эксперты, кстати, полагают, что в итоге именно украинские кораблестроители понесут значительный ущерб от последствий решения своих властей, а россияне, напротив, могут даже оказаться в выигрыше. Приблизительные же суммарные потери всей украинской оборонки от разрыва сотрудничества с Россией могут составить 15 миллиардов долларов в год. Эти данные привел глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. Кроме того, по мнению некоторых специалистов, украинские заводы и предприятия, работающие по заказу Минобороны России, потеряв такого важного и нужного для собственного благополучия клиента, фактически, похоронят все свои высокие технологии.

Что касается конкретно «Зори - Машпроекта», то доля экспорта в Россию в общем объеме производимой ею продукции составляет критичные 90 процентов. Годовая выручка Николаевского завода - примерно 250–300 миллионов долларов. Найти новых покупателей для украинских турбин будет крайне трудно. «Зоря - Машпроект» самостоятельно заключила до сих пор только три одиночных экспортных контракта – с Китаем, Сингапуром и США. Повторных заказов от этих стран предприятие не получало. Внутри самой Украины спроса на продукцию «Зори - Машпроекта» фактически нет. Поэтому без поставок в Россию это предприятие выжить вряд ли сумеет.

Для России же основная сложность в налаживании производства в Рыбинске, как считает главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко, состоит в том, что такого класса установки в нашей стране до сих пор не изготавливались. Необходимо наработать соответствующий опыт, набрать кадры, организовать и запустить производство изделий, которые не будут ни в чем уступать украинским. Все это упирается во время и деньги. По сведениям Коротченко, на проект организации производства двигателей в Рыбинске в рамках программы импортозамещения с Украиной выделяется 50 миллиардов рублей или чуть больше 900 миллионов долларов. Сумма впечатляющая, по бюджету это, конечно, ударит здорово, но как бы то ни было, - подготовка к началу производства отечественных двигателей на Рыбинском заводе уже идет. Волжанам придется наверстывать упущенное в авральном режиме. Другого выхода просто нет – иначе уже заложенные корабли останутся ржаветь на стапелях.

Конечно, остается призрачный шанс на улучшение отношений с Украиной и возврат к прежнему формату сотрудничества, но вряд ли при этом Россия откажется от реализации "запасного варианта". Так надежнее.

Юрий Гладыш