Posted 16 ноября 2015,, 16:20

Published 16 ноября 2015,, 16:20

Modified 31 марта, 05:28

Updated 31 марта, 05:28

"Платон" - не друг

16 ноября 2015, 16:20
В России продолжаются акции протеста водителей-дальнобойщиков. Если раньше они демонстративно выезжали на дороги, то теперь, наоборот, оставили машины в гаражах, показывая готовность перейти к полноценной стачке.

В России продолжаются акции протеста водителей-дальнобойщиков. Если раньше они демонстративно выезжали на дороги, то теперь, наоборот, оставили машины в гаражах, показывая готовность перейти к полноценной стачке. Парадоксально, но забастовки автоперевозчиков подхлестнула сама «компания Ротенберга», которая призвана собирать деньги с автомобилистов: выяснилось, что система сбора «Платон» не готова к работе.

Как сообщил «Росбалту» председатель центрального совета Межрегионального профсоюза водителей профессионалов Александр Котов, дальнобойщики проводят забастовку, не выезжая со стоянок. «Акция достаточно массовая. Оценить эту массовость затруднительно, потому что водители просто не выехали на работу, многие стоят по своим стоянкам, отказываясь перевозить грузы. Работают корпоративные компании, но это правильно. Если не будут возить продукты в «Пятерочку», «Перекресток» или «Магнит», то кому от этого легче будет? Те же дальнобойщики тоже в магазины ходят», – рассказал профлидер.

Александр Котов обратил внимание на то, что борьба дальнобойщиков против сборов на дорогах принимает более организованные формы, а сами они параллельно набираются политэкономической грамотности. «В Брянской, Белгородской и Курской областях водители объединились, создав комитет, и от его имени выдвигают требования. И в других регионах народ объединяется. В целом сейчас протестные действия переходят в правовую плоскость. Известно, что депутаты от КПРФ внесли в Думу законопроект об отмене «Платона». С другой стороны, в Тольятти сгорел офис системы «Платон». Хотя, может, это пьяная секретарша не выключила самовар… Правда, автоперевозчики, к сожалению, еще не привыкли читать газеты, слушать радио и смотреть телевизор. У них все работа, работа, работа… Но как раз сейчас у них появится время познакомиться с информацией. И я говорю коллегам: шоры снимите, вы же не лошади, чтобы работать зашоренными», – заявил Александр Котов. Профлидер уверен, что протест, перейдя в новые формы, получит свое продолжение.

По словам председателя южноуральского клуба дальнобойщиков «Братишка» Кирилла Карташкова, протестуют и не выехали на магистрали в основном индивидуальные предприниматели. Крупные компании, напротив, «втягиваются» в систему. «Машины массово поставлены на прикол, и люди остаются дома. Возможно, кто-то занимается употреблением спиртосодержащих жидкостей. По моим подсчетам, в Челябинске встало 30-40% грузового автотранспорта. Думаю, примерно такое же соотношение и в других регионах. Сейчас едут в основном корпоративные компании, которые по эксклюзивному обслуживанию получили приборы. Это машины «Магнита», «Пятерочки» или, например, «ДЛ-Транс». Они едут, потому что у них стратегическое снабжение населения продуктами. Их, конечно, никто не останавливает», – сообщил Кирилл Карташков.

Лидер дальнобойщиков подчеркнул, что автотранспортники стали осмотрительнее в акциях протеста, поскольку в их среде появились очевидные провокаторы. «Ситуация стала несколько иной: заметны провокации. Мне за последние два-три дня поступило около десятка звонков от непонятных людей, телефоны которых после звонка сразу же блокируются, перезвонить им невозможно. Звонили с оскорблениями, требованиями жечь машины «Платона», перекрывать трассы. Огромное количество вбросов идет по линии соцсетей. Только в нашей группе, где порядка 37 тыс. участников, пришлось заблокировать до полутораста человек, которые вели себя агрессивно, оскорбляли тех, кто пошел получать приборы. Мы же считаем, что за каждым человеком остается личное решение. Если он пошел получать прибор – значит, у него выбора нет, никто за него кредиты не заплатит», – уточнил Карташков.

Занимательно, что «призрак майдана» пугает самих лидеров протестующих - им приходится подчеркивать, что их недовольство - "чистого свойства" и не связано с политикой. Так, лидер дальнобойщиков винит в провокациях "силы Запада", но при этом отмечает, что неразберихи добавляют сами власти, а также те, кто должен следить за новой системой. «В самой системе «Платон» даже при регистрации сейчас невозможно получить ни прибор, ни маршрутную карту. Деньги, которые к ним отправляются, не доходят: срок ожидания платежа от трех до пяти дней. Информация, что не будут штрафовать до 1 мая в других регионах, кроме Московского, не подтвердилась, поскольку ее никто не видел: ни на сайте «Платона» она не выложена, ни в «Российской газете». Что же касается постановления, подписанного Дмитрием Медведевым, о снижении платы за проезд, то оно вступит в силу только 18 ноября. Значит, сейчас стоимость проезда еще составляет 3 руб. 73 коп., а люди не хотят платить такую сумму», – прокомментировал Кирилл Карташков. Лидер дальнобойщиков отметил, что сейчас общественные организации водителей готовятся к шагам по юридическому опротестовыванию штрафов.

Автоперевозчики Калининградской области формально не участвуют в акциях протеста. Однако и они тоже оказались вынуждены «саботировать» систему «Платон». «Наши перевозчики, в принципе, готовы заплатить, так как это требование федерального законодательства. Мы готовы работать по правилам. Но система не работает, хотя руководство компании "РТ-Инвест Транспортные системы" и говорит, что скоро все заработает. Однако платежи не проходят, нет возможности оплатить маршрутную карту, нет приборов», – указал руководитель калининградского филиала Ассоциации международных автоперевозчиков Алексей Егоров.

Некоторых автомобилистов насторожила и даже напугала вероятность того, что их протест может быть использован какими-то политиканами в своих интересах. Однако реальность демонстрирует, скорее, прохладное отношение оппозиции к акциям протеста, которые не они организуют.

Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев считает, что российская оппозиция в принципе пренебрегает экономической и социальной повесткой. «Основные лозунги и требования оппозиции касаются политических вопросов, и дальнобойщики у нее не в приоритете. Что касается социальных и экономических тем, то пока оппозиция не демонстрировала способность эффективно с ними работать. Видимо, это демонстрация состояния нашей оппозиции. Она принципиально отличается от того, что представляла собою оппозиция, например, польская в советские времена. Она делала ставку на рабочее движение, а наша позиция «городская», интеллигентская. Хипстерская или не хипстерская – не могу судить, но очевидно, что водителей-дальнобойщиков она не считает своей целевой аудиторией», – заметил Калачев.

Директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий считает протесты дальнобойщиков симптомом общего социального кризиса, но полагает, что говорить о каком-то новом подъеме массового социального движения пока рано. «В обществе столь слаба солидарность, что представить себе, что подобные движения вызовут какие-то схожие или близкие к ним акции, – это очень маловероятно. Пока мы имеем дело с точечными протестами», – полагает Кагарлицкий.

Депутат Госдумы от КПРФ Владимир Поздняков, в числе других парламентариев, внес законопроект с предложением отложить сборы с автомобилистов на два года. Народный избранник рассказал, что при подготовке закона руководствовался опасением, что сборы с грузовиков приведут к росту цен на потребительские товары. Поздняков подчеркнул, что его душу греет, что водители коллективно выступили в защиту своих прав.

«Я поддерживаю требования дальнобойщиков и советую им подключить политическую партию. КПРФ будет поддерживать протесты дальнобойщиков. Когда народ просыпается, то мало не покажется. Вопрос в том, есть ли у организаторов политическая воля принять такую поддержку, и не купятся ли лидеры мелкими подачками. А ведь еще и часто бывает, что находятся штрейкбрехеры, которые предают своих товарищей. Если дальнобойщики устоят – это будет правильно», – заявил Владимир Поздняков.

Продолжение протестов автотранспортников выявило дифференциацию между ними. Крупные автоперевозчики, поворчав, готовы «исполнять закон». Разорение «мелкоты» может даже пойти им на пользу.

Тем временем, водители-индивидуалы, которые как раз и оказались под угрозой уничтожения, намерены продолжать протесты. От их желания и умения объединяться и координировать свои действия зависит успех давления на правительство.

Дмитрий Ремизов