Posted 21 декабря 2015,, 09:11

Published 21 декабря 2015,, 09:11

Modified 31 января, 08:28

Updated 31 января, 08:28

Благотворитель: Врачи боятся прописывать обезболивающие детям с онкологией

21 декабря 2015, 09:11

МОСКВА, 21 декабря. В регионах РФ врачи боятся назначать детям с онкологическими диагнозами обезболивающее из-за низкой компетентности в этом вопросе и опасений преследования со стороны наркополиции, рассказала директор фонда «Подари жизнь» Екатерина Чистякова.

"В первую очередь наши пациенты сталкиваются с тем, что доктора в разных городах России не знают, как подобрать наркотические анальгетики для обезболивания ребенка с онкологией, и не всегда знакомы с юридическими основами назначения этих препаратов. Были случаи, когда врачи даже убеждали родителей страдающих детей, что боль надо терпеть, потому что обезболивающие лекарства детям не положены и могут ускорить смерть ребенка", - сообщила Чистякова в интервью "Газете.Ru".

Она пояснила, что культура назначения обезболивающих лекарств детям с такими диагнозами "утрачена за много лет из-за чрезмерного контроля за наркотическими препаратами и закручивания гаек". "Придется ее возрождать. Детей с болевым синдромом сейчас очень мало. Онкологией болеет 3,5 тыс. детей. Каждый год умирают 700–800 детей, им перед смертью требуются обезболивающие. Педиатры редко сталкиваются с такими случаями", - пояснила директор фонда.

При этом она рассказала, что распространение знаний в медицинском сообществе о том, как лечить хроническую онкологическую боль, проблематично, поскольку в законодательстве есть запрет на распространение информации об использовании наркотических средств в медицинских целях. Чистякова объяснила, что это препятствует распространению соответствующих листовок для пациентов и врачей.

При этом и сами доктора опасаются уголовной ответственности. "Это барьер, препятствующий доступу пациентов к лечению боли. Врачи одной из наших пациенток прямо сказали нам, что знают о деле Алевтины Хориняк (врач из Красноярска, которую судили и в конце концов оправдали за то, что она выписала болеутоляющее больному - прим. ред.) и не хотят пройти через подобные мытарства. Опасения врачей оправданны. В среднем до суда доходят от пяти до 20 уголовных дел ежегодно, возбужденных по ст. 228.2 УК РФ, предусматривающей ответственность за нарушение правил оборота с наркотиками, повлекшее утрату вещества", - рассказала Чистякова.

При этом есть и проблема фактического отсутствия обезболивающего специально для детей. "Российский фармрынок сегодня может предложить детям только морфин в ампулах. А это значит, что победить невыносимые онкологические боли можно только с помощью уколов, которые для детей часто оказываются страшнее самой боли. Уколы надо делать раз в четыре часа, каждый день и в нашем случае — до самой смерти. Пока мы выходим из положения, предоставляя детям специальные помпы, которые устанавливаются под кожу, и их надо время от времени заправлять лекарством. Но это не выход: фонд не может обеспечить помпами всех детей в России. В Европе и США есть много препаратов для детей: сиропы, леденцы, таблетки, пластыри. От лица Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере мы обращались за помощью к Минпромторгу и к фармпроизводителям. В результате запланирован запуск производства таблеток морфина короткого действия — это золотой стандарт обезболивания для детей", - объяснила Чистякова, отметив, что доступно это лекарство будет не раньше 2018 года.

Есть и еще одно препятствие. "Несмотря на то что приказы Минздрава облегчили процедуры, связанные с выпиской наркотических обезболивающих, на местах — и даже в Москве! — до сих пор действуют старые региональные нормативные акты, сохраняющие сложные, тяжелые для пациентов бюрократические порядки", - сообщила Чистякова.