Posted 5 января 2016,, 20:20

Published 5 января 2016,, 20:20

Modified 31 января, 08:36

Updated 31 января, 08:36

Год несбывшихся перемен

5 января 2016, 20:20
В 2015 году в политической жизни России не произошло кардинальных перемен, считают эксперты. Однако нынешняя стабильность недолговечна.

В 2015 году в политической жизни россиян не произошло серьезных перемен – к такому выводу при подведении итогов ушедшего года пришли практически все эксперты. Однако нынешняя стабильность недолговечна. Вопрос лишь в том, насколько велик запас прочности, а также, куда и с какой скоростью повернет страна после исчерпания этого запаса.

Ушедший год стал временем несбывшихся ожиданий, считает директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Борис Кагарлицкий. Как заявил политолог корреспонденту "Росбалта", многие ждали серьезных перемен в стране, но их не случилось.

"У нас, строго говоря, политики вообще нет в обычном понимании этого слова. Поэтому и событий никаких не было. Было ожидание событий, но они не случились. Кто-то ожидал отставки правительства либо Владимира Путина. Или, наоборот, патриоты ждали, что Путин брякнется о землю, вскочит и возродится в виде патриота России. Мало ли кто каких событий ждал, но ничего не произошло, и поэтому идем дальше", — сказал Борис Кагарлицкий.

"Серьезным образом изменились отношения между федеральной властью и регионами. В этом году мы увидели аресты действующих губернаторов, уровень неприкасаемости поднялся выше губернаторской планки. Теперь главы регионов так же находятся в зоне риска, как и другие, более мелкие чиновники", — заметил эксперт.
Политолог напомнил, что осенью в стране прошли очередные региональные выборы, и неожиданностей на них не было. "Единая Россия" продемонстрировала остающееся доминирование на всем политическом пространстве. То, что в Иркутской области "ЕР" проиграла губернаторские выборы кандидату от КПРФ, — это одно из позволенных отклонений от общего курса, которые были в нашей стране и до последнего времени. Принципиально это ситуацию не меняет. На этом фоне мы видели фактическое отстранение от власти других избранных руководителей – Евгения Ройзмана в Екатеринбурге и Галины Ширшиной в Петрозаводске. Временная победа оппозиции на каком-то фронте не говорит, что она на этом фронте закрепляется", — полагает Солонников.

В течение 2015 года российское общество сохранило политическую стабильность, считает политолог и экономист, сотрудник ВШЭ Дмитрий Болкунец. «Владимир Путин пользуется поддержкой абсолютного большинства, хотя в российском обществе есть и его критики. С одной стороны, это благо. С другой стороны, не нужно руководству находиться в какой-то эйфории от этого. В любой момент ухудшение экономической ситуации может сказаться на рейтинге руководства страны. У России есть имперский синдром, и в этом нет ничего плохого. Большая страна хочет быть великой, но это должно подкрепляться экономическими достижениями, а не только территориями, вооруженными силами. Важно провести выборы 2016 года так, чтобы они были честными, прозрачными, без фальсификаций и манипуляций. Попадание в парламент оппозиционеров показало бы открытость политической системы страны», — подчеркнул Болкунец.

«Хотел бы отметить самое негативное, с моей точки зрения, событие, которое произошло в этом году. Это, конечно, убийство Бориса Немцова. Думаю, что оно будет раскрыто, но у людей по-прежнему будут возникать вопросы по этому дерзкому преступлению», — сказал политолог.

По мнению Дмитрия Болкунца, в экономической ситуации в стране наблюдались как негативные явления, так и позитивные сдвиги. «Мы видим попытку российской экономики избавиться от внешней зависимости в экспорте и импорте, уйти от нефтезависимости, заниматься производством своей продукции. Эффект, конечно, есть, но пока незначительный. Возможно, что-то мы увидим в ближайшие годы», — отметил эксперт.

По предположению политолога, в новом году Россия продолжит «разворот на восток», будет укреплять свое влияние на международной арене за счет развития Евразийского экономического союза.

На настроения россиян в ушедшем 2015 году наибольшее влияние оказывали внешнеполитические события и ужесточение экономического кризиса, считает президент Центра политических технологий Игорь Бунин. Как заявил эксперт, сегодня невозможно говорить о внутреннем состоянии страны, не учитывая важнейших внешнеполитических факторов. По мнению Бунина, сама внутренняя политика в российском государстве инерционна и ничуть не изменилась с 2014 года. Однако меняется атмосфера для внутренней политики, что вынуждает власть менять методы поддержания стабильности режима.

«Наше общество ищет некий объект агрессии. Раньше таким объектом были бандеровцы, а в результате переноса военных действий на территорию Сирии появились новые объекты агрессии – сначала террористы, а теперь Турция. Это не считая традиционных таких объектов в виде Запада и США», — рассказал политолог.
В то же время сила инерции во внутренней политике подрывается ухудшением социально-экономической ситуации, уверен Бунин. В связи с этим «проблемы холодильника» оттеснили внешнеполитические вопросы на вторые роли.

«Метафизически сохранение рейтинга Владимира Путина на высоком уровне связано с тем, что Россия, не в реальности, но психологически, восстанавливает статус великой державы. Это является очень сильным лекарственным действием на среднего российского гражданина. Если взять фокус-группу «средних работяг», то они говорят, что жизнь тяжелая, денег все меньше, работать приходится все больше, уже грозят увольнения, зато как радуется душа, когда наши ракеты летят из Каспия. Это создает некую стабильность для режима, но нельзя сказать, что она прочная. У людей, ощущающих ухудшение социально-экономической ситуации, появляется некий повод для злобности, зависти, агрессивности и т.д. Это наиболее ярко проявилось в Иркутске, когда активные избиратели пришли голосовать, причем не за кандидата от «Единой России», — сказал политолог.

Игорь Бунин подчеркнул, что ухудшение социально-экономической ситуации и дальше будет ограничивать ресурс подержания зрелищного восприятия внешнеполитических успехов.

Еще один год оказался позади. Не увенчались надежды тех, кто надеялся, что в стране жить станет лучше. Не сбылись и прогнозы тех, кто пророчил скорое падение страны в пропасть. Самым оптимистичным оказалось утверждение, что мы «достигли дна».

Денис Леонов