Может ли Сочи заменить Альпы?

Может ли Сочи заменить Альпы?

Турист, на которого рассчитан сервис Красной Поляны, готов сорить деньгами, но неприхотлив. Европейского качества услуг на сочинских курортах ожидать не стоит.


© СС0 Public Domain

Посетители сочинской Красной Поляны в новогодний сезон жаловались на высокие цены и плохой сервис на горнолыжных курортах. Интернет-блоги заполнены рассказами о непомерных поборах за билеты, диких ценах на гостиницы и обслуживание в кафе, резко взлетевшие тарифы на ски-пассы и локеры, недружелюбный и малопрофессиональный персонал, скученность, очереди. В комментариях достается не только персоналу и руководству курортов, но и сочинским таксистам, торговцам, отельерам – как за взвинчивание цен, так и за своеобразное отношение к клиентам.

В этом году посетителями Красной Поляны из-за валютных скачков стали горнолыжники и просто туристы, ранее отдыхавшие в европейских странах. Однако к сочинскому уровню сервиса они оказались не готовы.

К плюсам Красной Поляны в сравнении с зарубежными зимними курортами относят меньшую стоимость проезда к месту отдыха и то, что там всегда есть снег. Но именно эти плюсы оказались и минусами: в условиях вздорожания зарубежного отдыха российскому туристу просто некуда деваться, кроме отечественных курортов, а потому он оказался вынужден пользовать тем, что дают.

Развитие внутреннего туризма в России в целом, улучшение сервиса потребуют многих лет и инвестиционных вложений, считает руководитель Туристского экспертного сообщества (ТЭС), член общественного совета при Ростуризме Сергей Поздняков. Как заявил эксперт корреспонденту «Росбалта», сейчас в отрасли господствует противоположное желание: быстро и много заработать.

«Занимаясь внутренним туризмом много лет, я, к моему большому сожалению, замечаю, что ситуация меняется очень медленно. Пока мы видим только иллюзии по возможности стремительного роста туризма, связанные с политическим моментом. Но мы просто не сможем в течение короткого периода времени резко изменить психологию бизнеса – с учетом настроений тех потребителей, которые уже бывали за рубежом и знают, каким должен быть сервис и какое должно быть отношение к туристу. То, с чем они сталкиваются в России, далеко от этого», – рассказал Сергей Поздняков.

Он подчеркнул, что в нынешней экономической ситуации рассчитывать на интенсивный рост внутреннего туризма, его развитие, не следует. «Ситуация нестабильная, и у всех есть желание в короткий промежуток времени как можно больше и быстрее заработать. Поэтому наблюдается стремительный рост цен, особенно в пиковые даты, в новогодние праздники. Изменения во внутреннем туризме – это не сиюминутное дело, а большая работа, длительный процесс. Отрасли нужна реальная поддержка, чтобы люди, трудящиеся в ней, могли спокойно работать, зарабатывать и планировать доходы. Но, несмотря на все декларации, туризм не входит в число приоритетов у нашей власти. Поэтому во всех местах, в том числе и на Красной Поляне, мы видим настроение только «срубить» больше денег с отдыхающих», – констатировал Поздняков.

Эксперт напомнил, что в стране в чахлом состоянии находятся многие туристические маршруты, которые когда-то были популярны, в том числе и у иностранных туристов. Сейчас же ими не интересуются даже соотечественники. «Тех миллиардов рублей, которые заявляются для поддержки отрасли, недостаточно. Эти средства не смогут существенно повлиять на создание инфраструктуры, изменение микроклимата в отрасли. И дело не только в средствах. Ни федеральные, ни местные власти не прислушиваются к толковым специалистам, которые дают рекомендации, например, по той же организации приема гостей в Красной Поляне», – резюмировал Сергей Поздняков.

Монопольное положение сочинских горнолыжных курортов, ограниченность предложения на этом рынке не способствуют улучшению качества услуг в Красной Поляне, считает сопредседатель общественного совета при Ростуризме Дмитрий Давыденко. «Если наши туристы смогут ездить только в Красную Поляну, то там ситуация никогда не улучшится. Будет только хуже и хуже, если не увеличится предложение, если не будет добросовестной конкуренции, если не откроются массовые направления туризма, которые закрылись из-за ситуации с курсом евро-доллара. Только в ином случае Сочи будет заинтересован в улучшении своей инфраструктуры, в подготовке соответствующих кадров. А сейчас сочинцы в этом не заинтересованы, у них и так все есть», – сказал Дмитрий Давыденко.

Взлет цен на услуги горнолыжных курортов оказался возможен потому, что ФАС не замечает монополии на этом рынке, считает сочинский блогер и общественный деятель Александр Валов. Сочинские горнолыжные курорты не конкурируют не только с зарубежьем, но и даже друг с другом. Как заявил общественник, еще по итогам прошлогоднего сезона он писал обращение в ФАС, но ведомство проигнорировало ситуацию. В нынешний сезон ситуация повторилась.

«Обстановка на Красной Поляне четко подходит под описание олигополии – одного из видов монополии. Есть три игрока на рынке: «Роза Хутор», «Горная карусель» и «Газпром», которому также принадлежит «Альпика-сервис». Три игрока занимают 100% рынка. Однако мне из ФАС на мое обращение пришел ответ, что горнолыжные курорты не являются монополиями, и поэтому ФАС якобы не имеет права вмешиваться в работу хозяйствующих субъектов. Неудивительно, что и в этом году курорты повторили свой ход: на Новый год в унисон подняли цены практически на одни и те же проценты, и после праздника снова опустили», – рассказал Александр Валов.

Блогер подчеркнул, что, по его наблюдениям, цены на услуги горнолыжных курортов могли быть разными: где-то дешевле, а где-то дороже, но этого не происходит. «Это не похвала, а факт: курорт «Роза Хутор» имеет ряд преимуществ, он больше, у него длиннее трассы, более развита инфраструктура, и он больше «раскручен». Но при этом все сочинские горнолыжные курорты имеют примерно одинаковые цены», – констатировал Валов.

Сочинский блогер уверен, что монополия проявляется не только в ценах на ски-пассы и локеры для отдыхающих: сговор между участниками рынка позволяет им диктовать и монопольные условия для гостиниц и ресторанов, работающих на этих курортах. «У них есть возможности работать только на определенных условиях. Они платят высокую аренду, а затраты перекладываются на посетителей», – считает Александр Валов.

Сообщения о планах по развитию сочинских курортов свидетельствуют о том, что их руководство не ставит задач по улучшению, а вкладывается в расширение территорий, в развитие «вширь и вдаль». Так, расширение сочинских горнолыжных курортов вновь угрожает Кавказскому биосферному заповеднику, считает эколог Евгений Витишко.

«Роза Хутор» ведет строительство в сторону южных склонов горы Аибга, что отличается от их первоначальных планов. Ожидаемое расширение курорта «Газпрома» – это выход на плато Псеашхо и, в дальнейшем, на ледник Псеашхо. В настоящее время идет вырубка леса в буферной зоне Сочинского национального парка, заказника, и в дальнейшем она может перейти на территорию заповедника. То есть вырубка леса уже начата, и заложены фундаменты под некоторые опоры будущих «канаток», – сообщил Евгений Витишко.

Эколог подчеркнул, что «движение» сочинских курортов в сторону заказника угрожает целостности Кавказского заповедника как объекта Всемирного наследия, находящегося под охраной ЮНЕСКО. С целью не допустить вреда заповеднику «зеленые» начнут кампанию в защиту природного объекта и намерены обратиться к международной ученой и экологической общественности.

Хищническое отношение к природе соседствует с рваческим отношением к потребителю. Конечно, среди посетителей Красной Поляны есть не только недовольные, но и те, которых все устраивает. Странным выглядит «сферический» турист, на которого рассчитан сервис Красной Поляны. С одной стороны, это человек, готовый сорить деньгами, с другой – он очень неприхотливый и нетребовательный. И ведь есть же такие…

Дмитрий Ремизов


Ранее на тему Экологам не удалось отстоять Сочинский заказник в Верховном суде

Валов: Закрытие трасс для катаний приводят к большим очередям на Красной Поляне

Ростуризм пообещал, что цены на летний отдых в Сочи будут расти только обоснованно