Posted 28 января 2016,, 16:20

Published 28 января 2016,, 16:20

Modified 31 января, 08:52

Updated 31 января, 08:52

Может ли Сочи заменить Альпы?

28 января 2016, 16:20
Турист, на которого рассчитан сервис Красной Поляны, готов сорить деньгами, но неприхотлив. Европейского качества услуг на сочинских курортах ожидать не стоит.

Посетители сочинской Красной Поляны в новогодний сезон жаловались на высокие цены и плохой сервис на горнолыжных курортах. Интернет-блоги заполнены рассказами о непомерных поборах за билеты, диких ценах на гостиницы и обслуживание в кафе, резко взлетевшие тарифы на ски-пассы и локеры, недружелюбный и малопрофессиональный персонал, скученность, очереди. В комментариях достается не только персоналу и руководству курортов, но и сочинским таксистам, торговцам, отельерам – как за взвинчивание цен, так и за своеобразное отношение к клиентам.

В этом году посетителями Красной Поляны из-за валютных скачков стали горнолыжники и просто туристы, ранее отдыхавшие в европейских странах. Однако к сочинскому уровню сервиса они оказались не готовы.

К плюсам Красной Поляны в сравнении с зарубежными зимними курортами относят меньшую стоимость проезда к месту отдыха и то, что там всегда есть снег. Но именно эти плюсы оказались и минусами: в условиях вздорожания зарубежного отдыха российскому туристу просто некуда деваться, кроме отечественных курортов, а потому он оказался вынужден пользовать тем, что дают.

Развитие внутреннего туризма в России в целом, улучшение сервиса потребуют многих лет и инвестиционных вложений, считает руководитель Туристского экспертного сообщества (ТЭС), член общественного совета при Ростуризме Сергей Поздняков. Как заявил эксперт корреспонденту «Росбалта», сейчас в отрасли господствует противоположное желание: быстро и много заработать.

«Занимаясь внутренним туризмом много лет, я, к моему большому сожалению, замечаю, что ситуация меняется очень медленно. Пока мы видим только иллюзии по возможности стремительного роста туризма, связанные с политическим моментом. Но мы просто не сможем в течение короткого периода времени резко изменить психологию бизнеса – с учетом настроений тех потребителей, которые уже бывали за рубежом и знают, каким должен быть сервис и какое должно быть отношение к туристу. То, с чем они сталкиваются в России, далеко от этого», – рассказал Сергей Поздняков.

Он подчеркнул, что в нынешней экономической ситуации рассчитывать на интенсивный рост внутреннего туризма, его развитие, не следует. «Ситуация нестабильная, и у всех есть желание в короткий промежуток времени как можно больше и быстрее заработать. Поэтому наблюдается стремительный рост цен, особенно в пиковые даты, в новогодние праздники. Изменения во внутреннем туризме – это не сиюминутное дело, а большая работа, длительный процесс. Отрасли нужна реальная поддержка, чтобы люди, трудящиеся в ней, могли спокойно работать, зарабатывать и планировать доходы. Но, несмотря на все декларации, туризм не входит в число приоритетов у нашей власти. Поэтому во всех местах, в том числе и на Красной Поляне, мы видим настроение только «срубить» больше денег с отдыхающих», – констатировал Поздняков.

Эксперт напомнил, что в стране в чахлом состоянии находятся многие туристические маршруты, которые когда-то были популярны, в том числе и у иностранных туристов. Сейчас же ими не интересуются даже соотечественники. «Тех миллиардов рублей, которые заявляются для поддержки отрасли, недостаточно. Эти средства не смогут существенно повлиять на создание инфраструктуры, изменение микроклимата в отрасли. И дело не только в средствах. Ни федеральные, ни местные власти не прислушиваются к толковым специалистам, которые дают рекомендации, например, по той же организации приема гостей в Красной Поляне», – резюмировал Сергей Поздняков.

Монопольное положение сочинских горнолыжных курортов, ограниченность предложения на этом рынке не способствуют улучшению качества услуг в Красной Поляне, считает сопредседатель общественного совета при Ростуризме Дмитрий Давыденко. «Если наши туристы смогут ездить только в Красную Поляну, то там ситуация никогда не улучшится. Будет только хуже и хуже, если не увеличится предложение, если не будет добросовестной конкуренции, если не откроются массовые направления туризма, которые закрылись из-за ситуации с курсом евро-доллара. Только в ином случае Сочи будет заинтересован в улучшении своей инфраструктуры, в подготовке соответствующих кадров. А сейчас сочинцы в этом не заинтересованы, у них и так все есть», – сказал Дмитрий Давыденко.

Взлет цен на услуги горнолыжных курортов оказался возможен потому, что ФАС не замечает монополии на этом рынке, считает сочинский блогер и общественный деятель Александр Валов. Сочинские горнолыжные курорты не конкурируют не только с зарубежьем, но и даже друг с другом. Как заявил общественник, еще по итогам прошлогоднего сезона он писал обращение в ФАС, но ведомство проигнорировало ситуацию. В нынешний сезон ситуация повторилась.

«Обстановка на Красной Поляне четко подходит под описание олигополии – одного из видов монополии. Есть три игрока на рынке: «Роза Хутор», «Горная карусель» и «Газпром», которому также принадлежит «Альпика-сервис». Три игрока занимают 100% рынка. Однако мне из ФАС на мое обращение пришел ответ, что горнолыжные курорты не являются монополиями, и поэтому ФАС якобы не имеет права вмешиваться в работу хозяйствующих субъектов. Неудивительно, что и в этом году курорты повторили свой ход: на Новый год в унисон подняли цены практически на одни и те же проценты, и после праздника снова опустили», – рассказал Александр Валов.

Блогер подчеркнул, что, по его наблюдениям, цены на услуги горнолыжных курортов могли быть разными: где-то дешевле, а где-то дороже, но этого не происходит. «Это не похвала, а факт: курорт «Роза Хутор» имеет ряд преимуществ, он больше, у него длиннее трассы, более развита инфраструктура, и он больше «раскручен». Но при этом все сочинские горнолыжные курорты имеют примерно одинаковые цены», – констатировал Валов.

Сочинский блогер уверен, что монополия проявляется не только в ценах на ски-пассы и локеры для отдыхающих: сговор между участниками рынка позволяет им диктовать и монопольные условия для гостиниц и ресторанов, работающих на этих курортах. «У них есть возможности работать только на определенных условиях. Они платят высокую аренду, а затраты перекладываются на посетителей», – считает Александр Валов.

Сообщения о планах по развитию сочинских курортов свидетельствуют о том, что их руководство не ставит задач по улучшению, а вкладывается в расширение территорий, в развитие «вширь и вдаль». Так, расширение сочинских горнолыжных курортов вновь угрожает Кавказскому биосферному заповеднику, считает эколог Евгений Витишко.

«Роза Хутор» ведет строительство в сторону южных склонов горы Аибга, что отличается от их первоначальных планов. Ожидаемое расширение курорта «Газпрома» – это выход на плато Псеашхо и, в дальнейшем, на ледник Псеашхо. В настоящее время идет вырубка леса в буферной зоне Сочинского национального парка, заказника, и в дальнейшем она может перейти на территорию заповедника. То есть вырубка леса уже начата, и заложены фундаменты под некоторые опоры будущих «канаток», – сообщил Евгений Витишко.

Эколог подчеркнул, что «движение» сочинских курортов в сторону заказника угрожает целостности Кавказского заповедника как объекта Всемирного наследия, находящегося под охраной ЮНЕСКО. С целью не допустить вреда заповеднику «зеленые» начнут кампанию в защиту природного объекта и намерены обратиться к международной ученой и экологической общественности.

Хищническое отношение к природе соседствует с рваческим отношением к потребителю. Конечно, среди посетителей Красной Поляны есть не только недовольные, но и те, которых все устраивает. Странным выглядит «сферический» турист, на которого рассчитан сервис Красной Поляны. С одной стороны, это человек, готовый сорить деньгами, с другой – он очень неприхотливый и нетребовательный. И ведь есть же такие…

Дмитрий Ремизов