Posted 16 февраля 2016,, 12:00

Published 16 февраля 2016,, 12:00

Modified 31 марта, 04:19

Updated 31 марта, 04:19

СК России: В Татарстане прокурор принуждал 14-летнюю жертву насильников отказаться от показаний

16 февраля 2016, 12:00

Прокурор Татарстана Илдус Нафиков отменил постановление республиканского управления Следственного комитета о возбуждении уголовного дела в отношении теперь уже бывшего прокурора Кукморского района Минимуллы Назипова. Об этом сообщает «Казанский репортер».

По данным следователей, минувшим летом прокурор принудил изнасилованную 14-летнюю школьницу к даче ложных показаний, в результате чего насильники смогли уйти от наказания. Мать пострадавшей девочки вместе с правозащитниками намерена добиваться отмены решения главы республиканской прокуратуры.

Как сообщает издание, в конце весны прошлого года на территории горнолыжного комплекса в Кукморе трое мужчин, в том числе бывший сотрудник полиции, изнасиловали 14-летнюю и 19-летнюю девушек. В тот же день обе пострадавшие сообщили о случившемся в полиции.

7 июня в органах СК России возбудили дело по ч.1 ст. 131 УК РФ (изнасилование, то есть половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей) и п. «а», ч.3 ст. 131 УК (изнасилование несовершеннолетней).

Как выяснил Следственный комитет, в конце июля 2015 года прокурор Кукморского района Минимулла Назипов в своем кабинете оказал психологическое воздействие на несовершеннолетнюю потерпевшую и принудил ее к даче заведомо ложных показаний. По версии следствия, он убедил девочку, что половой акт с тремя мужчинами происходил якобы по обоюдному согласию. По словам девочки, Назипов угрожал ее матери, которая работает учителем, увольнением с работы, а самой потерпевшей сказал, что родственники насильников будут всю жизнь ее «доставать», а порочащие ее сведения разлетятся по всей округе. В результате этого потерпевшая под диктовку прокурора Кукморского района написала объяснение и отказалась от своих показаний. Позднее она сообщила следователю-криминалисту, что половые акты происходили по обоюдному согласию.

Адвокат семьи потерпевшей Раушания Камалова подчеркнула, что отказ от претензий к насильникам произошел «исключительно под давлением».

«В настоящий момент девушки эти показания о добровольности не подтверждают и четко говорят о насилии. Более того, те обстоятельства дела, при которых было заявлено об изнасиловании, говорят о недобровольности. Если бы девушки через день или два после той поездки на природу решили, а не написать ли нам заявление об изнасиловании, то я еще могу согласиться, что тут могли быть какие-то сомнения. Но дело в том, что одной из девушек удалось убежать, она добежала до ближайшего дома, стала кричать. Из дома вышли люди, и она им сказала, что ее изнасиловали. Такие обстоятельства никак не говорят о том, что был характер добровольности», — рассказала Камалова.

Как указало следственное управление по Татарстану, первый заместитель Арского межрайонного следственного отдела Следственного управления СКР по РТ Ришат Самигуллин, который ранее занимал должность заместителя прокурора Кукморского района, знал о незаконных действиях Минимуллы Назипова, вступил с ним в преступный сговор и дал незаконное указание своему подчиненному следователю-криминалисту прекратить уголовное дело об изнасиловании, что и было сделано. После этого материалы дела поступили в центральный аппарат республиканского Следственного управления СКР, и расследование возобновили. В результате трое мужчин, подозреваемых в изнасиловании, были арестованы, им предъявлено обвинение.

Следственное управление Следственного комитета России по Татарстану усмотрело в действиях прокурора Кукморского района Минимуллы Назипова признаки преступления, предусмотренные ч.2 ст. 309 УК РФ (принуждение свидетеля, потерпевшего к даче ложных показаний) и ч.1 ст. 286 УК (совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства). В отношении Ришата Самигуллина — лишь ч.1 ст. 286 УК России. 13 января этого года СУ СКР по РТ возбудило уголовное дело в отношении Назипова и Самигуллина по указанным выше статьям уголовного кодекса.

Однако прокурор Татарстана Илдус Нафиков отменил постановление о возбуждении уголовного дела. По данным издания, в постановлении прокурора республики, датированном 15 января этого года, сказано, что изучение материалов процессуальной проверки показало, что в основу решения о возбуждении уголовного дела в отношении Назипова положены показания несовершеннолетней потерпевшей и ее матери. «Какими-либо иными объективными данными доводы потерпевшей и ее матери не подтверждаются», — сказано в постановлении.

Также, указано в постановлении, опрошенные сотрудники Арского межрайонного следственного отдела СУ СКР по РТ пояснили, что прокурор Назипов не предпринимал каких-либо мер по вмешательству в ход предварительного следствия и не давал указаний к принятию незаконного процессуального решения по этому уголовному делу.

Нафиков также отметил, что потерпевшая и ее мать не обращались в органы прокуратуры по факту несогласия с ходом предварительного следствия и противоправных действиях прокурора. Помимо этого, в постановлении сказано, что обе потерпевшие в день совершения преступления употребляли запрещенное средство «и именно в связи с этим» прокурором Назиповым была приглашена несовершеннолетняя потерпевшая. В последующем, как сказано в постановлении, потерпевшую и ее мать пригласили на заседание рабочей группы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних при прокуроре района по факту совершения несовершеннолетней потерпевшей административного правонарушения, за что ее мать привлекли к административной ответственности по статье 20.22 КоАП России (нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ) и ст. 3.11 КоАП РТ (несоблюдение требований к обеспечению мер по предупреждению причинения вреда здоровью детей и их развитию).

«Исходя из этого следует, что у потерпевшей и ее матери имелся личный мотив для оговора Назипова. Исходя из анализа процессуальной проверки следует, что прокурор Назипов при осуществлении надзорной деятельности действовал в соответствии с возложенными на него полномочиями», — сказано в постановлении.

Мать изнасилованной девочки с помощью правозащитников направила жалобу на решение прокурора Татарстана. Суд по этому делу состоится в конце февраля в Вахитовском районном суде Казани.