Posted 25 февраля 2016,, 14:31

Published 25 февраля 2016,, 14:31

Modified 31 января, 09:14

Updated 31 января, 09:14

Военному вождю оппозиция не нужна

25 февраля 2016, 14:31
В предвыборный союз «Яблока» и ПАРНАСа эксперты верят не больше, чем в возможность примирения большевиков с меньшевиками.

Идея объединения партии «Яблоко» с другими либеральными силами возникает в России с регулярностью смены политических сезонов. Перед предстоящими в сентябре выборами в Госдуму эта тема естественным образом была поднята вновь.

Председатель «Яблока» Эмилия Слабунова призвала «Партию народной свободы» (ПАРНАС) не идти на выборы под своим флагом, пообещав включить в состав предвыборного списка «яблочников» «всех достойных представителей этой и других партий, входящих в Демократическую коалицию». Понятно, что при таком раскладе кто «достойный», а кто нет, будет определять само руководство «Яблока».

В начале февраля зампред ПАРНАСа Илья Яшин выступал с не менее заманчивым предложением «Яблоку» - сформировать единый список кандидатов на выборах в Госдуму на базе ПАРНАС. Взамен ПАРНАС пообещал поддержать одного из основателей «Яблока» Григория Явлинского на президентских выборах 2018 года.

Однако поводом к инициативе Слабуновой стало обращение ряда известных общественных деятелей, в частности, экономиста Сергея Алексашенко, правозащитницы Людмилы Алексеевой, актрисы Лии Ахеджаковой, писателей Дмитрия Быкова и Владимира Войновича, которые призвали членов Демократической коалиции «согласиться идти на выборы как кандидаты партии «Яблоко».

Бывший помощник президента Бориса Ельцина Георгий Сатаров на своей странице в Facebook выразился в интонации близкой к апокалиптической: «Если это обращение останется без адекватного ответа и демократическая оппозиция не объединится, то будет утерян последний шанс на переход к мирному сценарию изменения ситуации в стране».

Между тем, эксперты, опрошенные обозревателем «Росбалта» по поводу перспектив такого объединения, не питают иллюзий.

Объединение «Яблока» и ПАРНАСа в единую демократическую коалицию невозможно, но при умной политике даже одно «Яблоко» могло бы набрать нужное количество голосов избирателей, необходимых для преодоления пятипроцентного барьера для прохождения в Думу. Такое мнение «Росбалту» высказал президент фонда «Центр политических технологий» Игорь Бунин.

Под «умной» политикой Бунин имеет в виду «обновление, правильные лозунги, не акцентирование позиции: «Крым — не наш», и так далее». При нейтральном, а лучше, благожелательном отношении власти к этой партии, «Яблоко» вполне может преодолеть пятипроцентный барьер, считает политолог.

Однако все это в идеале. В реальности же об объединении «Яблока» и ПАРНАСа в единую коалицию надо забыть, считает Бунин, по словам которого эти две политические силы разъединяет «старый конфликт, как у большевиков с меньшевиками».

Профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Григорий Голосов полагает, что объединенная демократическая коалиция сможет преодолеть пятипроцентный барьер на выборах в Госдуму и получить фракцию в нижней палате российского парламента только при условии, что этого захочет верховная власть. Например, если ее представители решат, что десяток демократических депутатов в законодательном органе улучшат ее имидж на международной арене.

Говоря о практических перспективах такого объединения, Голосов отметил, что «Яблоко» просто не хочет и не может предложить удовлетворительных условий для этого, а у ПАРНАСа нет никакого резона идти на уступки «Яблоку». «Это тупиковая ситуация, которая стала уже классической для «Яблока». Оно всегда перед всеми выборами призывает всех объединиться вокруг себя, предлагая для такого объединения неприемлемые условия», - сказал он, добавив, что «это часть обычной предвыборной стратегии «Яблока» перед всеми предыдущими выборами».

Политолог считает бессмысленным пытаться прикидывать какое количество голосов могла бы получить демкоалиция, если хотя бы теоретически представить, что подобное объединение все-таки произошло. На его взгляд, «бессмысленно заниматься подобными подсчетами», особенно если учесть, что пока «нет никаких признаков того, что выборы в Думу будут честными».

«Если Владимир Путин вдруг решит, что для международной репутации России будет хорошо, чтобы какие-то демократы были в Думе, то они пройдут», - сказал Голосов. Эксперт полагает, что «теоретически такого исключить нельзя». С другой стороны, отмечает политолог, «поскольку особой нужды в этом нет, то и вероятность такого исхода очень мала».

Похожего мнения придерживается и профессор политологии ВШЭ Николай Петров. Он полагает, что Кремль сегодня вообще может обойтись без реальной парламентской оппозиции, а потому шансы «Яблока» и ПАРНАСа на преодоление пятипроцентного барьера ничтожны.

По словам Петрова, прошедшие в 2015 году местные выборы в Костроме, куда в качестве кандидатов были допущены члены ПАРНАСа и где они получили меньше 3% голосов, показали, что «сегодня Кремлю не нужно участие в выборах любой политической силы, которая будет открыто ему оппонировать».

«С новой легитимностью военного вождя, которая есть сегодня у Владимира Путина, Кремлю решать свои задачи тяжелее, чем раньше, поскольку речь идет не о том, чтобы получить относительное большинство в Госдуме, а о том, чтобы маргинализовать все реально оппозиционные силы уже на этапе избирательной кампании, чтобы не дать трибуны, не дать возможности публично возражать против базовых элементов политики», - констатирует эксперт.

«В этом смысле все три миноритарные думские партии, которые уже есть, в каком-то смысле, «в доле»: у них есть свои губернаторы и им еще что-то могут предложить. Они играют по правилам и поэтому, в частности, могут критиковать действия второго уровня руководителей правительства, но не более того».

Александр Желенин