Posted 26 февраля 2016,, 10:04

Published 26 февраля 2016,, 10:04

Modified 31 марта, 04:12

Updated 31 марта, 04:12

В Новосибирской области зарегистрированы 29 тыс. ВИЧ-инфицированных, в том числе 1% всех беременных

26 февраля 2016, 10:04

Новосибирск занимает третье место в Сибири по заболеваемости ВИЧ — в регионе зарегистрировано 29 тысяч инфицированных.

«Все эти годы ВИЧ — одна из ключевых тем для нас, но в последнее время она стала сверхактуальной для нашей области. В Новосибирске больше 1% беременных женщин ВИЧ-позитивных, а всего зарегистрировано 29 тыс. больных — это много. Это больше, чем во всем Казахстане вместе взятом», — рассказал Тайге.инфо руководитель региональной общественной организации «Гуманитарный проект» Денис Камалдинов.

При этом, по его словам, помощи от властей как не было, так и нет. Более того, раньше доступнее было финансирование из международных источников, но сейчас оно практически исключено из-за закона об "иностранных агентах". "Местные субсидии мы получали, но в этом году не получили. И для организации, у которой есть свой штат и помещение, субсидия в размере 500 тыс. рублей — очень скромная», - отметил Камалдинов.

По его мнению, отсутствие внимания к проблеме обусловлено тем, что «еще нет осознания, что тема ВИЧ у нас актуальнее, чем в Африке». «Это не очень приятно осознавать, но это правда, — заявил общественник. — Эпидемия полыхает сейчас среди тридцатилетних, и в этом парадокс. Возраст женихов — 30–35 лет, это ребята, которые могли экспериментировать, будучи молодыми, с инъекционными наркотиками, и могли уже даже забыть об этом, но они носители ВИЧ и они женихи, поэтому эпидемия распространяется сегодня половым путем. Она развивается по своим законам, и сейчас надо говорить о том, чтобы люди использовали презерватив при каждом половом контакте».

Кроме того, есть проблемы с медпрепаратами для лечения ВИЧ-инфицированных. На сайте новосибирского Центра СПИД признают, что периодически возникают перебои в поставках препаратов в Центры СПИД. "То есть своевременная качественная высокоактивная антиретровирусная терапия недоступна для всех нуждающихся в нашей стране", - говорится на сайте.

В «Гуманитарном проекте» поясняют, что ответственность за перебои в поставках несут не Центры СПИД, который просто формирует заявку, — вопросы есть к самой системе госзакупок. «И есть объективные проблемы, — добавляет он. — Штат центра не увеличивается долгие годы, а количество ВИЧ-позитивных увеличивается постоянно. Там просто физически не хватает врачей — это первое, и второе — негде их посадить. Самое острое — это выделение дополнительных помещений Центру СПИД для поликлинического приема. Ведь альтернативы у людей нет».

В данный момент на почти 29 тыс. официально зарегистрированных ВИЧ-инфицированных в Новосибирской области принимают всего два врача-инфекциониста. Процедурный кабинет не справляется с бесконечным потоком желающих сдать кровь, а ведь для ВИЧ-инфицированных анализы на вирусную нагрузку и иммунный статус являются жизненно необходимыми.

Более того, сохраняется отношение к ВИЧ-положительным людям как к маргиналам, поэтому они не могут открыто в полной мере защищать свои права. Во всех формах подачи жалоб по закону необходимо указывать свои паспортные данные, а ВИЧ-инфицированные люди боятся огласки такой информации, боятся стать изгоями.

Однако ВИЧ уже давно не болезнь маргиналов. Еще в 2008 году в регионе было всего 4 тыс. инфицированных, начиная с 1990 года, а сейчас уже 29 тысяч. «Если раньше было представление об этом заболевании, что это нас не касается, что им болеют люди, которые употребляют наркотические вещества, а мы-то не такие, то сейчас мы получаем отчетливый рост заболевания среди социально адаптированного населения и, как это ни прискорбно, среди женского, работоспособного в возрасте от 19 до 35 лет», — подчеркнул заместитель министра здравоохранения региона Ярослав Фролов.

Профилактические и просветительские мероприятия, проводимые государством, и так недостаточные, упираются еще и в так называемое СПИД-диссидентсво. «Важно понимать, что если человек постоянно принимает терапию, он перестает быть очагом эпидемии, потому что вирусная нагрузка становится неопределяемой и снижается риск передачи вируса. А у нас как ни в одной стране мира громко выступают люди, отрицающие, что ВИЧ существует, — сокрушается Камалдинов. — Этому способствовали даже некоторые передачи по центральным каналам. И во главе СПИД-диссидентов стоят люди сами-то не ВИЧ-позитивные, но активно пропагандирующие, что это чьи-то происки».