Posted 21 марта 2016,, 07:55

Published 21 марта 2016,, 07:55

Modified 31 марта, 03:57

Updated 31 марта, 03:57

СМИ: Минфин выступил за приравнение страховых сборов к налогам

21 марта 2016, 07:55

Новая пенсионная реформа, которую предлагает правительству Минфин, шире пересмотра ставок сборов во внебюджетные фонды. Предлагается объявить социальные сборы налогами или по крайней мере единым платежом, отдать их сбор ФНС, а расходование — Минтруду, упразднив большую часть льгот по их уплате и унифицировав неустранимые.

«Коммерсант» со ссылкой на источники в правительстве, знакомые с инициативами ведомства, сообщает, что предложения по ставкам платежей ФНС пока содержат только оценки их последствий для государственных финансов — ставка единого налога или сбора в 30% является лишь вариантом.

Ведомство не разделяет эти платежи (в три разных по природе внебюджетных фонда) и не упоминает персонификации пенсионных накоплений (на индивидуальных счетах будущих пенсионеров) или целевого назначения средств ФОМС и ФСС (налоговые платежи составляют доходную часть бюджета и не имеют целевого назначения).

При этом фиксация «налоговой природы» страховых взносов позволит применять к их неплательщикам меры принуждения (штрафы), а плательщикам даст возможность досудебного урегулирования споров с ФНС и сократит их издержки из-за упрощения и объединения отчетности — использования одной формы отчетности вместо четырех, трех платежек вместо пяти и снижения числа проверок за счет унификации контроля и взыскания задолженности силами ФНС.

Концепция реформы в целом в предложении Минфина такова. Администрирование сборов ПФР, ФОМС и ФСС передается налоговой службе с установлением единого тарифа для всего населения и порядка расщепления платежа между внебюджетными фондами. Большая часть льгот и «потолок» зарплат, с которых взимается тариф, отменяются, а оставшиеся льготы унифицируются по ставке 10%. Регулированием доходов займется Минфин, а расходов (выплатой пенсий и оплатой медицинских услуг в рамках ОМС и «больничных») — Минтруд. Пенсионные и иные «социальные» права населения планируется зафиксировать на момент передачи администрирования на предельном уровне, ФСС при этом формально обещано сохранение нынешнего «страхового» принципа финансирования — но с фиксированной ставкой и прямой оплатой фондом «больничных» и «декретных».

Необходимость этого Минфин иллюстрирует несовершенством нынешней системы: у двух из трех фондов есть различные предельные зарплаты, с которых берутся взносы, у ФОМС такого «потолка» второй год нет. Работодатели платят за работников по разным тарифам из-за наличия как льгот, так и вредных и опасных производств. В итоге эффективную ставку взносов в ПФР (22% по закону) Минфин оценивает в 0-20%, в ФОМС при ставке 5,1% льготники платят от 0% до 4%, а в ФСС при ставке 2,9% — от 0% до 1,8%.

Для унифицированного тарифа финансовое ведомство рассматривает четыре варианта балансировки системы при различных ставках (от 27% до 30% со ступенькой в один процентный пункт). Реформа в первую очередь выгодна самим фондам. При снижении ставки основного тарифа до 27% их сборы вырастут на 60 млрд руб. за счет ликвидации льгот и улучшения администрирования, а при реформе с сохранением ставки в 30% допдоходы составят 440 млрд руб., увеличив общие сборы с нынешних 5,3 трлн руб. до 5,7 трлн руб.

Ранее сообщалось, что Минтруд предложил увеличить страховые взносы индивидуальных предпринимателей. Для ИП, зарабатывающего 500 тыс. руб. в год, общая сумма взносов может вырасти на 20% и больше, в зависимости от региона. Это следует из законопроекта, опубликованного на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Предлагается установить одинаковый платеж в Пенсионный фонд вне зависимости от годового дохода ИП (сейчас предприниматели с доходом больше 300 тыс. руб. платят больше) и ежегодно увеличивать его через повышающий коэффициент. А взнос на обязательное медицинское страхование (в ФФОМС), который и сейчас не зависит от дохода ИП, предлагается уравнять со взносами на ОМС за неработающих граждан. Фактически это приведет к увеличению взносов индивидуальных предпринимателей на ОМС в два-четыре раза.