Posted 11 мая 2016,, 06:39

Published 11 мая 2016,, 06:39

Modified 31 марта, 03:24

Updated 31 марта, 03:24

Бывшие губернаторы мешают смене элит

11 мая 2016, 06:39
Накануне очередных выборов в России обострилась борьба за власть на местах, которая вступает в прямое противоречие с установками президента.

В некоторых субъектах Российской Федерации попытки прежних глав регионов вернуть себе влияние на местные элиты и общественно-политическую ситуацию грозят крупным провалом единороссов на ближайших выборах в Госдуму и региональные парламенты. При этом каждое вмешательство отставных губернаторов, как правило, влечет за собой череду конфликтов и рост напряженности в обществе, которые, в свою очередь, негативно сказываются на доверии к власти и резко бьют по рейтингу представителей «Единой России». Интересы партии власти становятся разменной монетой в стремлении игроков захватить центр влияния в регионе.

Два сценария возврата

Сегодня можно выделить два основных сценария, по которым реализуется влияние бывшего главы субъекта Федерации на местные элиты и общественно-политическую обстановку.

Первый сценарий можно условно назвать «тихая заводь» — это когда губернатор или глава республики, официально оставивший свой пост, продолжает управлять ситуацией через своих ставленников, не ввязываясь при этом в межэлитные скандалы и не допуская открытых конфликтов в общественной и политической среде.

К таким регионам, пожалуй, можно отнести Краснодарский край (Александр Ткачев) с губернатором Вениамином Кондратьевым, вышедшим из команды прежнего главы субъекта; Мордовию, где Николай Меркушкин был очень влиятелен в свое время и сохраняет связи с регионом даже после получения должности губернатора Самарской области; Челябинскую область, где Петр Сумин до самой смерти оказывал влияние на местные элиты, в том числе через Фонд Петра Сумина; Чукотку, в которой бывший губернатор Роман Абрамович до сих пор очень популярен, имеет ряд «своих» людей в руководстве региона (включая самого Романа Копина) и может решать любые вопросы, но демонстративно дистанцируется.

Второй сценарий, более экстремальный, — это попытка вернуть влияние «любой ценой». Он подразумевает воздействие на ситуацию в регионе со стороны бывшего главы путем грубого продавливания своих интересов через сопротивление элит. Как правило, эти действия сопровождаются постоянной конфронтацией, расслоением общества, публичными скандалами, накоплением неразрешенных проблем и резким падением доверия населения к власти. И именно в этом случае «Единая Россия» чаще всего становится инструментом в играх отставных губернаторов.

К таким регионам сегодня, вероятнее всего, можно отнести Ханты-Мансийский автономный округ: Александр Филипенко влияет на ситуацию в Югре, несмотря на конфликт с нынешним губернатором Натальей Комаровой, а его сын остается мэром Ханты-Мансийска. Здесь, правда, ситуация не столь критична.

В Новосибирской области все привело к избранию «красного» мэра. Виктор Толоконский, который был там и мэром, и губернатором, до сих пор имеет большие интересы в регионе. В итоге его пришлось сперва перевести на пост полпреда, поставив между ним и местными элитами Михаила Юревича, а затем при помощи дела Солодкиных вообще вывести Толоконского в Красноярск, где он погряз в конфликте с местным олигархом Быковым и в итоге окончательно потерялся.

В Калмыкии Кирсан Илюмжинов регулярно вступает в конфликт и с главой региона, и с мэром Элисты. Илюмжинов очень богат по местным меркам, а потому имеет возможность использовать «экономическое оружие» для давления на элиты.

В Башкирии Муртаза Рахимов держит под постоянным прессингом Рустэма Хамитова. Регион нередко упоминается в СМИ в контексте перманентных скандалов и давления со стороны рахимовской «Башнефти» на элиты и экономику. Кроме того, в Башкирии часто происходят попытки разыграть так называемую «национальную» карту.

В Чувашии только после примирения местного главы региона Михаила Игнатьева с бывшим руководителем Николаем Федоровым первый смог нормально пройти выборную кампанию.

Пилотный регион

Однако самая закрученная интрига и самый громкий гамбит, пожалуй, наблюдаются сегодня в Омской области. Там Леонид Полежаев, остававшийся несколько лет в тени, оказался в центре всех общественно-политических событий, происходящих накануне выборов в Госдуму и местное законодательное собрание. Ушедший некогда в отставку из-за очередной громкой войны с мэром областного центра, «хозяин» Прииртышья сегодня ворвался в местную медийную повестку с «нулевым антирейтингом» на культурной волне, оказывая влияние на подготовку к 300-летию Омска через свой фонд «Духовное наследие». Выяснилось, что бывший губернатор и один из политических долгожителей своего времени, которого связывают с Романом Абрамовичем, через ряд «своих» должностных лиц и депутатов сохранил в Омской области и бизнес-интересы, и влияние.

Сформированный некогда им самим депутатский корпус заксобрания сегодня активно участвует практически во всех новых начинаниях Леонида Полежаева. Более того, нынешний губернатор Виктор Назаров оказался в полном «доверительном управлении» у Полежаева. Сначала растерявшегося после ряда громких уголовных дел и посадок первых лиц региона Виктора Назарова видели изредка заходящим в духовный фонд Полежаева. Сегодня в среде омских элит уже не вызывает сомнения тот факт, что указания к своим дальнейшим действиям нынешний глава Омской области получает именно от Полежаева. Открытым и гласным этот союз стал накануне нынешней избирательной кампании, когда маски пришлось скинуть из-за обострившейся конкуренции внутри региона за будущие места в региональном парламенте.

Правильно восприняв призыв президента Владимира Путина к обновлению, участвовать в праймериз омской «Единой России» изъявили желание почти пять сотен омичей. Среди них оказалась целая плеяда ярких и толковых представителей общества, выходцев из различных сфер. При этом практически ни один из них не связан и не аффилирован с прежним главой региона. Учитывая, что нынешний состав местного парламента полностью сформирован под Полежаева, тот, видимо, вынужден был пустить в ход все свои инструменты влияния на ситуацию. При смене власти в Омской области единственным сохранившим свою должность полежаевским кадром остался глава местного отделения ЕР Александр Артемов. Пока его патрон был не у дел, главный единоросс Омска погряз в ряде громких скандалов: то терял свои позиции, то укреплял их, ротировал состав президиума регионального отделения партии, шельмовал партячейки и активно боролся с недовольными административными внутрипартийными инструментами. В итоге — выжил и сохранил свое влияние на ситуацию. И теперь в руках Полежаева оказался мощнейший инструмент — местное отделение ЕР.

Сегодня Леонид Полежаев добивается победы на праймериз своих людей, которые, по его задумке, видимо должны вновь сформировать состав заксобрания, удовлетворяющий амбициям бывшего губернатора. При этом негласную поддержку тандему Полежаев-Артемов оказывает, как говорят представители местных элит, областной федеральный инспектор, также ставленник Полежаева — Сергей Лицкевич. Его задача, судя по всему, — легитимизировать деятельность Артемова через «правильные» информационные материалы, направляемые «наверх» по линии полпреда.

В итоге процедура праймериз в Омской области превращена в фарс, в ходе которого неугодные тандему кандидаты просто не допускаются до встреч с населением, с активом «Единой России» на местах. Происходит беспрецедентное давление на глав сельских районов, которым в телефонных разговорах со ссылкой на действующего губернатора Назарова настоятельно рекомендуется оказывать противодействие всем кандидатам, кроме озвученного списка. Предпринимается попытка сформировать пул победителей праймериз, который на 95% повторяет полежаевский список нынешнего состава законодательного собрания области.

Анализ последних событий показывает, что на этом Леонид Полежаев может не остановиться. Не исключено, что уже запущена операция «преемник». Ведь нынешний губернатор Омской области Виктор Назаров еще в начале весны 2016 года получил «черную метку», оказавшись третьим с конца в очередном рейтинге эффективности губернаторов, составленном Фондом развития гражданского общества. Это позволяет предположить, что судьба Назарова предрешена. Поэтому в элитах начались движения в сторону центра с намерениями пролоббировать те или иные кандидатуры. Обычно во главе этих процессий оказываются «люди Полежаева». Сегодня в Омске обозначился новый союз: Полежаев-Назаров-Артемов-Лицкевич.

На закрытых встречах с главами сельских территорий, которые должны обеспечить выигрыш в праймериз согласованному кандидату от партии, некоторые из них без обиняков спешат заявить, что он и есть будущий губернатор. В местные СМИ просочилась информация, что якобы на одной такой встрече кое-кто уже объявил как о факте о досрочной отставке Виктора Назарова и его выигрыше в следующей кампании при поддержке Полежаева.

Еще одно направление, в котором двигается бывший губернатор Полежаев, — зачистка конкурентов. Не забыты, видимо, старые обиды на прежнего мэра Виктора Шрейдера, который с успехом работает в Госдуме и имеет личный рейтинг выше всего партийного рейтинга ЕР, став так называемым «паровозом» партии накануне предстоящей думской кампании. Сегодня Артемов всячески препятствует Шрейдеру в проведении встреч с населением и активом партийцев. Более того, в местных газетах стали появляться материалы в стиле прежней информационной войны Полежаева против Шрейдера. У читателя активно формируется негативное мнение о некоей организованной группе, сплотившейся вокруг депутата Госдумы. При этом, как и ранее, в ход идет риторика, основанная на национальной и профессиональной принадлежности.

В омских СМИ также появилась утечка, что Полежаев мог вновь достичь договоренностей с Андреем Карауловым, который много лет являлся «соратником» бывшего губернатора в его информационных войнах против всех прежних неугодных мэров. Ожидается второй заход Караулова на Омскую область, а точнее — на Шрейдера и группу кандидатов-участников праймериз, которые не устраивают Полежаева и его союзников — Артемова, Лицкевича и Назарова. Дело в том, что среди кандидатов, которых более всего опасаются в лагере отставного губернатора, оказались два бывших сотрудника полиции в ранге полковников — ныне пенсионеры, занимающиеся бизнесом. Страх этот, скорее всего, основан на усилении роли силовиков, которые в последние 3-4 года активно вычищают коррупцию из органов власти Омской области.

Главными фигурантами громких уголовных дел уже стали бывшие «полежаевские» министры Александр Стерлягов, Михаил Тюфягин, Сергей Алексеев, Рита Фомина. В любой момент на скамье подсудимых может оказаться любимец Полежаева депутат Хабулда Шушубаев, обвиняемый в многомилионных махинациях. На выходе дела на бывшего министра сельского хозяйства Виталия Эрлиха, тоже креатуры Полежаева. Кроме того, уже давно длится процесс над первым вице-губернатором Юрием Гамбургом, в бегах его подельник — бывший областной министр имущества Вадим Меренков. Уголовное дело по топливной кампании грозит «засосать» в себя другого зама губернатора, Станислава Гребенщикова, и отразиться на самом губернаторе Назарове.

Все это заставляет «полежаевский союз» сплотиться перед лицом грозящей тотальной уголовной ответственности и устранять конкурентов в ущерб интересам «Единой России». Омская область сегодня стоит на грани новой мощной внутрирегиональной информационной войны. При этом рейтинг ЕР в Омске сегодня уже рухнул до исторической отметки 22%. А КПРФ имеет около 35% активных сторонников, которые не боятся заявлять о своих симпатиях. И это при том, что обычно около 10-15% участников опросов скрывают свои политические предпочтения. Значит, КПРФ сегодня имеет в Омске около 50% сторонников. Что будет после войны элит, нетрудно представить.