Posted 20 мая 2016,, 16:23

Published 20 мая 2016,, 16:23

Modified 31 марта, 03:16

Updated 31 марта, 03:16

Анатомия слухов: партию власти рвут на части

20 мая 2016, 16:23
На выборах Кремль делает ставку не на одну только «Единую Россию», а на ее конгломерат с лояльной оппозицией.

Подготовка к осенним выборам в Госдуму оказалась скандальнее, чем, пожалуй, ожидали в Кремле. По крайней мере, накануне праймериз ЕР, который пройдут в это воскресенье, циркулирует все больше слухов, связанных с прогнозируемыми на следующую неделю скандалами. Причем весьма вероятно, что одной неделей дело не ограничится, поскольку итоги предварительного голосования по определению кандидатов в Госдуму от «Единой России» могут объявить только через месяц после их завершения - на партийном съезде в конце июня.

Первый скандал стал достоянием общественности еще накануне самих праймериз. Некоторым участникам, в том числе действующим депутатам Госдумы, настойчиво предложили снять свои кандидатуры. У них испортились отношения с партийным руководством, Кремлем или региональными лидерами. Причем, что немаловажно, «Единая Россия» ранее решила, что идти на выборы смогут только те, кто пройдет через праймериз, так что, отказываясь от участия в предварительном голосовании, депутаты лишают себя шансов переизбраться (разумеется, если им не сделают потом каких-то специальных послаблений).

Самым известным в этой группе оказался депутат Госдумы Александр Хинштейн, который теперь рассказывает журналистам, что добровольно принял предложение секретаря генсовета партии Сергея Неверова стать его советником по СМИ и по вопросам выборов в Госдуму. А вот экс-губернатор Челябинской области Михаил Юревич, напротив, дает понять, что его сняли с праймериз против его воли, и что теперь он рассматривает возможность баллотироваться от одной из других парламентских партий.

Еще два человека, которые упоминались в первых сообщениях СМИ о предстоящем отказе ряда кандидатов от праймериз, пока держатся в списках. Это действующие депутаты Елена Николаева и Михаил Слипенчук. Николаева даже заявляет, что не собирается снимать свою кандидатуру, и в любом случае будет бороться за победу. Хотя недоброжелатели и выдвигают против нее обвинения в том, что она стала одним из ключевых лоббистов появления в платежках россиян графы «оплата за капитальный ремонт».

Впрочем, намерение Николаевой можно воспринимать всерьез только если верить, что подведение итогов праймериз будет объективным и непредвзятым и даст шанс всем кандидатам бороться за победу. А насчет этого есть серьезные сомнения. За пару недель до предварительных выборов единороссов появился слух о том, что подведение их итогов будет перенесено на месяц — до партийного съезда. Все это время кандидаты будут мучиться неизвестностью, ну а партийное руководство и кремлевская администрация, как отмечают злые языки, получат достаточно времени для «коррекции» результатов голосования.

Тем более, что нет окончательной ясности, какие тактические задачи ставит перед собой Кремль. Например, многие политологи отмечают, что электоральный рейтинг «Единой России» не растет, несмотря на мощную агитационную кампанию, связанную с праймериз, а даже потихоньку снижается. Казалось бы, этот никак не могло быть целью президентской администрации, ведь это потенциальное ухудшение позиций партии власти.

Однако ходят слухи, что в реальности Кремль не так сильно заинтересован в решительной победе «Единой России» на парламентских выборах в сентябре. Его якобы устраивает, если в Госдуме (не так важно, в какой пропорции) сохранятся нынешние парламентские партии – все четыре или даже только три, если «Справедливая Россия» не сможет пройти по партийным спискам.

Со времени формирования «крымского консенсуса» даже КПРФ и ЛДПР вполне лояльны лично Владимиру Путину, так что если они немного потеснят единороссов, большой беды не будет. Другими словами, получается, что «партия власти» это теперь не одна только «Единая Россия», а более широкое понятие, включающее в себя системную парламентскую оппозицию.

Из этого рождается вывод, что на праймериз Кремлю особо бояться нечего, и он заинтересован в том, чтобы обеспечить их максимальную прозрачность - чтобы население поверило, что раз все прошло без фальсификаций, то так же будет и в сентябре.

Однако слухи, которые просачиваются из регионов, совсем другие. Судя по ним, довольно масштабное влияние на итоги предварительных выборов ЕР неизбежно, вне зависимости от того, какие сигналы будет посылать Москва. Региональные элиты готовы предельно жестко защищать свои интересы и своих кандидатов. И это влечет за собой многочисленные скандалы.

Но существует и прямо противоположный слух, который говорит о том, что в Кремле не верят в возможность проведения на этом этапе в России даже предварительных выборов в рамках одной «Единой России» без нарушений и фальсификаций. Поэтому и хотят, с одной стороны, взять целый месяц на приглушение региональных элитных конфликтов и коррекцию итогов там, где они могут вызвать публичный скандал, а с другой, дают отмашку на жесткое противодействие оппозиции.

Примером тому якобы служит нападение в аэропорту Анапы на Алексея Навального и коллег из Фонда противодействия коррупции, а также избиение конвоирами осужденного художника-акциониста Петра Павленского. И есть опасения, что чем ближе будут выборы, тем более открытым будет насилие, потому что провести избирательную кампанию по позитивному сценарию власти якобы не удается.

Иван Преображенский