Posted 23 мая 2016,, 16:52

Published 23 мая 2016,, 16:52

Modified 31 марта, 03:15

Updated 31 марта, 03:15

Внутриэлитная борьба вылилась наружу

23 мая 2016, 16:52
Предварительные выборы «Единой России» показали, что она продолжает оставаться партией административного ресурса, говорят политологи.

В воскресенье завершились праймериз «Единой России» - предварительные выборы, которые проводились с целью определить кандидатов от партии власти на предстоящих в сентябре выборах в Госдуму.

Подготовка к праймериз сопровождались массированной агитационной кампанией и в целом успела обрасти заметным числом скандалов, последним из которых стало снятие ряда кандидатов непосредственно накануне голосования (подробнее об этом читайте здесь). При этом электоральный рейтинг «Единой России» в последние месяцы не растет, несмотря на повышенное внимание, которое она пытается привлекать к себе посредством СМИ.

Само предварительное голосование, состоявшееся 22 мая, также не обошлось без сообщений о нарушениях, включая вбросы бюллетеней, «карусели», принуждение избирателей голосовать и выдворения неугодных с избирательных участков.

Иными словами, борьба бюрократического типа, которая обычно скрыта от глаз обывателя, но всегда присутствует в любой правящей партии, в ходе проведения нынешних праймериз ЕР вылилась наружу, приняв непривычно открытую, порой даже силовую форму.

В связи с этим неизбежно возникает вопрос о том, послужит ли это укреплению позиций «Единой России» перед выборами. Мнения экспертов, опрошенных обозревателем «Росбалта» на этот счет, разделились.

Профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Григорий Голосов считает, что скандалы во время поведения праймериз не ухудшат рейтинг правящей партии. Более того, по его словам, они могут повлиять на ее электоральное положение в лучшую сторону.

«Для основной массы избирателей эти скандалы, скорее всего, периферийны. С другой стороны, даже негативное паблисити, как известно, влияет на положение лидирующего политического игрока скорее положительно, чем отрицательно», - говорит Голосов. «Кроме того, нужно учитывать, что главной задачей на сентябрьских выборах будет повышение явки избирателей, а не попытка добиться каких-то специфических результатов для «Единой России». И с этой точки зрения любое привлечение внимания к избирательным процедурам и интереса средств массовой информации для нее очень полезно», - уверен эксперт.

Вице-президент фонда «Центр политических технологий» Алексей Макаркин считает, что скандалы во время проведения партийных праймериз «Единой России» все же свидетельствуют о том, что там не все идет так, как запланировано. В то же время он обращает внимание на то, что внутрипартийная конкуренция в ЕР ведется, прежде всего, внутри региональных элит.

«Праймериз показали, что представление о «Единой России» как об однозначной вертикали не совсем верно. ЕР - это партия, в которую входят достаточно разные люди, порой представляющие противоположные интересы, особенно там, где речь идет о кадровых или региональных проблемах», - отмечает эксперт.

«В общеполитической сфере они, конечно, вместе. У них тут консенсус, они за президента России и против президента США, они за Крым и так далее. Но как только речь заходит о вопросах, выходящих за общеполитические рамки, о региональных проблемах, наиболее значимых для этих элит, то тут выясняется, что конкуренция в этой партии достаточно сильна. Праймериз – это возможность отсеять более слабых, тех, кто не способен мобилизовать своих сторонников, либо слишком конфликтен. Кроме того, это попытка привлечь новые фигуры, которые в основном идут по квоте ОНФ», - сказал Макаркин.

Руководитель аналитической группы «Меркатор» Дмитрий Орешкин, в свою очередь, заявил, что предварительные выборы «Единой России» показали, что она продолжает оставаться партией административного ресурса.

«Заимствуя западную модель праймериз, мы адаптируем ее под российские реалии», - сказал Орешин. Он напомнил, что на Западе смысл предварительных выборов состоит в том, чтобы амбициозные люди могли выяснить, кто из них популярнее и, соответственно, с кем из них партия имеет шанс на победу. «В принципе, то же самое и в России, но фундаментальная проблема в том, что главный избиратель «Единой России» находится в Кремле и от него в большей степени зависит, сколько голосов эта партия наберет на выборах», - пояснил эксперт.

«За место в избирательном списке партии зачастую борьба идет не электоральными методами. То есть вовсе не обязательно побеждает человек, у которого больше шансов понравиться избирателю. Нередко побеждает тот, у кого больше шансов понравиться административному ресурсу», - полагает Орешкин. По его словам, «в этот раз серьезный имиджевый ущерб для ЕР состоит в том, что даже внутри себя она не смогла добиться честного подсчета голосов».

Александр Желенин