Posted 27 мая 2016,, 16:10

Published 27 мая 2016,, 16:10

Modified 31 марта, 03:11

Updated 31 марта, 03:11

Горожане — против каменных джунглей

27 мая 2016, 16:10
Из-за вырубки парков и скверов мегаполисы и даже небольшие города становятся невыносимы для жизни. Местные жители выходят на тропу войны.

Масштабное строительство в крупных российских городах создало острую социальную проблему. Строители предпочитают возводить новые жилые корпуса и торговые центры не на окраинах, не на пустырях, а в центральных районах, в «зеленых зонах», вырубая деревья — «легкие» крупных городов. С учетом автомобилизации населения и загазованности воздуха, мегаполисы и даже небольшие города превращаются в «каменные джунгли», где становится буквально невозможно жить.

Желание строителей лишить горожан парковых зон и втиснуть в узкое междомовое пространство еще пару высоток вызывает законный протест жителей. Иногда дело доходит до столкновения местных жителей со строителями — так, что приходится вмешиваться правоохранителям. А с учетом того, что строители работают под «крышей» муниципальных властей, понятно, кого правоохранители защищают — точно не простых людей, страдающих от перенаселенности кварталов.

В Вологде возмущение жителей Фрязиновской улицы предстоящим уничтожением «зеленой зоны» вылилось в стихийный народный сход. На встрече полицейские задержали лидера движения «Вместе» Евгения Доможирова. Ему вменили незаконную организацию собрания и сопротивление полицейским. Несколькими днями ранее он подвергся обстрелу неизвестного из травматического пистолета и стал фигурантом уголовного дела по обвинению в клевете. Все эти эпизоды он связал со своей общественной деятельностью по противодействию застройке «зеленой зоны» на Фрязиновской, с угрозами «строительной мафии».

Накалу обстановки в Вологде на самом деле способствуют не Доможиров и не жители, защищающие деревья, а действия городских властей. Вологодская городская дума отказалась назначать публичные слушания по ситуации с парковыми зонами в городе.

«Население города растет, а парки урезаются. В апреле в перечень парков, садов и скверов были внесены изменения, в результате чего их территория уменьшилась на 68 га. Урезанию, в том числе, подверглись парк Мира и парк Победы. Парк Победы официально сократился с 38 до 6 га. Это теперь территории, потенциально выделенные под застройку», — рассказала координатор градозащитного движения «Настоящая Вологда» Ольга Смирнова.

В ходе публичных слушаний градозащитники намеревались добиваться возвращения этим 68 гектарам статуса парковых, а также поставить вопрос о девяти «стихийных» скверах, которые горожане высадили и благоустроили самостоятельно, но которые не имеют официального статуса. В их число входит и «зеленая зона» на Фрязиновской улице, которую власти отдали под строительство многоквартирного дома. Однако городские парламентарии воспользовались тем фактом, что в феврале в название документа, который хотели обсудить градозащитники, было внесено изменение: было исключено слово «временное». Сославшись на это обстоятельство, депутаты гордумы Вологды проигнорировали требование сотен горожан, поставивших подписи под требованием провести слушания.

Иногда наступление на парковые зоны начинается с постройки какого-либо «важного» объекта — это может быть детское учреждение или, например, церковь. Но стоит только вклиниться в «зеленую зону» одному объекту, как новые стройки уже не остановить. Жители Омска создали петицию в Интернете с протестом против вырубки деревьев в дендропарке ради сооружения храма. Затем участники общественной группы, выступающие против церкви, установили, что власти передают под застройку еще ряд «зеленых» территорий.

«Стало известно, что на участок дендропарка на пересечении улиц Красный Путь и Березовая претендуют люди, которые хотят взять эту землю под застройку. Уже разрешено строительство многоквартирных домов на двух участках, примыкающих к дендропарку. Это территории, на которых в советские времена занимались растениеводством. Формально они относятся к землям сельскохозяйственного назначения, но там выросла роща, и в перспективе ее можно было использовать для рекреационных целей. Изначально, когда было заявлено о планах по постройке храма в дендропарке, то возник вопрос — как будут подвозить стройматериалы к этому участку. Теперь уже ясно, что подвозить их будут через прилегающую территорию, которую тоже расчистят от деревьев, начнут застраивать, проложат какую-то дорогу», — сообщил общественник Андрей Рудаков.

В Новороссийске Краснодарского края под застройку объектами попали территории, относящиеся к Суджукской лагуне и даже к Малой земле — месту кровопролитных боев во время Великой Отечественной войны в 1943 году. На Малой земле, вблизи памятника советским воинам, начаты работы по возведению соборного комплекса. Причем, начаты без соответствующего разрешения. Проведенными прокуратурой проверками установлено, что возведение объекта «Соборный комплекс в честь святителя Николая Чудотворца» начато с нарушениями требований градостроительного законодательства. Департамент по надзору в строительной сфере направил в арбитражный суд дело об административном правонарушении в целях приостановления строительных работ.

В общественной группе «Спасем Малую землю!» не исключают, что госорганы обратили внимание на нарушения, в том числе и благодаря кампании протеста жителей Новороссийска против постройки храма на Малой земле. «Мы писали во все инстанции, куда только можно, чтобы обратить внимание на нарушения закона. На наши ли письма отреагировали или не наши, это не столь важно. Главное, чтобы произошла отмена этой стройки», — заявили в инициативной группе.

На вмешательство краевых властей надеется и руководитель Экологической вахты по Северному Кавказу Андрей Рудомаха, координирующий протест экозащитников и местных жителей против застройки берегов Карасунских озер в Краснодаре. «У Карасунских озер идет две стройки. Буквально сейчас экологи были вместе с двумя вице-губернаторами и представителями городской власти на месте и видели, что постройка жилкомплекса „Покровский берег“ остановлена, а жилкомплекс „Курортный берег“ продолжает строиться. Разумная позиция сейчас заключается в том, чтобы стройка „Покровского берега“ не возобновлялась, а „Курортный берег“ не шел дальше. Строители „Курортного берега“ сейчас строят один дом, но хотят возвести еще несколько. Вот надо добиться, чтобы больше ничего там не строилось», — рассказал Андрей Рудомаха.

Экозащитник подчеркнул, что застройка жилыми зданиями берегов городских озер лишит жителей Краснодара красивейших мест отдыха и рекреации. Вместо разбивки парковых зон городские власти предпочли передать эти территории строителям, которые вырубили зеленые насаждения. «Идет серьезное сопротивление попыткам остановить стройку, со стороны застройщиков и администрации города. Но процесс застройки озерных берегов удастся остановить, если губернатор поддержит позицию местных жителей и экологов», — уверен Андрей Рудомаха.

Координатор общественной организации «Калининградский зеленый крест» Михаил Костяев, напротив, уже не надеется ни на какие ветви власти. Он напомнил, что в городском совете Калининграда был разработан законопроект регионального законодательства, который предполагает полное освобождение строителей от обязанности проводить компенсационные посадки деревьев или уплачивать денежную компенсацию. Этот законопроект был отрицательно встречен экологическими организациями и отправлен на дальнейшее обсуждение. Власти Калининградской области при этом никак не обозначили свою позицию по происходящему в региональном центре.

«Сейчас разрабатываются поправки в областной закон, но сомневаюсь, что эта проблема волнует областные власти. О попытках вмешаться я ни разу не слышал», — посетовал экозащитник. Михаил Костяев подчеркнул, что такая ситуация оказалась возможна из-за того, что в горсовете сложилось влиятельное «строительное лобби». Общественник высказал мнение, что защитить зеленые насаждения в Калининграде удастся только в том случае, если обеспокоенные горожане и экологи на предстоящих выборах в горсовет создадут «единый фронт», чтобы не допустить переизбрания самых одиозных депутатов.

Игнорирование чиновниками и строительными компаниями мнения горожан при выделении земельных участков под застройку приводит к возникновению движений протеста. Россияне не хотят жить в каменных джунглях.

Дмитрий Ремизов