Posted 27 мая 2016,, 16:41

Published 27 мая 2016,, 16:41

Modified 31 января, 10:22

Updated 31 января, 10:22

Анатомия слухов: спецслужбы на выборах

27 мая 2016, 16:41
Главным конспирологическим событием минувшей недели стала отставка главы ФСО, хотя не забыта и избирательная кампания.

Президент Владимир Путин 26 мая подписал указы об увольнении Евгения Мурова с должности директора Федеральной службы охраны (ФСО) и о назначении на этот пост бывшего уже начальника Службы безопасности президента (СБП) Дмитрия Кочнева. Формальная причина – достижение Муровым предельно допустимого возраста для его должности, ему исполнилось 70 лет.

Правда, стоит также отметить, что с начала года постоянно ходили слухи («Росбалт» уже писал об этом) о глобальных перестановках в силовых ведомствах. Причем даже создание Национальной гвардии во главе с Виктором Золотовым слухмейкеров внутри российской политической тусовки не успокоило, и они судачили, что этим дело не ограничится. И, как теперь понятно, не ошиблись.

СМИ напоминают, что Муров руководил ФСО с момента первого избрания Владимира Путина на пост президента. В 2010 году, чтобы не попадать под более жесткие возрастные нормы, которым должны соответствовать генералы, Муров был уволен с военной службы и продолжил руководить ФСО уже в гражданском статусе. Тем временем, в спецслужбах происходили перестановки. Пост главы СБП оставил Виктор Золотов - давний партнер и союзник Мурова в административной борьбе против других российских «силовиков». Вначале он занял пост заместителя министра внутренних дел, а затем, нынешней весной, возглавил Национальную гвардию, которую создали «под него» и подчинили лично президенту.

Тем временем, пока Золотов работал в МВД, близкие к нему люди приходили на ключевые посты во многие силовые ведомства, включая и ФСБ, которое ранее традиционно считалось аппаратным оппонентом СБП и ФСО. Дмитрий Кочнев, который возглавил теперь Федеральную службу охраны, как говорят, из их числа.

При этом практически никто не выступает с предположениями, что отставка Евгения Мурова может быть вызвана происками кого-то из его оппонентов или организована его бывшими союзниками. Причину все называют одну и ту же – возраст. Вопрос просто в том, кто лучше других успел подготовиться к этой давно ожидаемой кадровой перестановке, говорит один из бывших подчиненных Мурова, напоминая, что теперь уже экс-глава ФСО якобы просился на покой еще несколько лет назад.

Между тем, отставка Мурова породила совсем другие слухи. Во-первых, вновь началось обсуждение карьерного будущего главы Следственного комитета Александра Бастрыкина. Он одну за другой выдвигает инициативы по созданию государственной идеологии и пересмотру действующей Конституции, что многих наводит на мысль о том, что под ним зашаталось кресло.

Правда, после того как Владимир Путин отправил его главного аппаратного оппонента - генпрокурора Юрия Чайку на переназначение в Совет Федерации, стало понятно, что президента, судя по всему, устраивает система сдержек и противовесов, сложившаяся сейчас среди «силовиков». Единственное, что, наверное, могло бы привести к отставке Бастрыкина – это как раз его публичные инициативы по пересмотру Конституции и прочие идеологические «диверсии». В современной России такие обсуждения, как известно, принято на публику не выносить, а тот, кто это правило не соблюдает, рискует, как бывший глава РЖД Владимир Якунин, отправиться на покой «заниматься наукой». Кстати, вероятно именно с этим связан неожиданный слух о том, что Бастрыкина, если его все же решать отправить в отставку, могут «перебросить» в один из высших судов.

Что касается ФСБ, то о предстоящих там перестановках слухи как-то постепенно заглохли, возможно, в связи с раздражением, которое они вызывают у руководства этого влиятельного ведомства.

Зато тема ФСБ внезапно всплыла в рамках одного из многочисленных предвыборных скандалов последнего времени. Речь идет о внезапном отъезде из России в Литву бывшего секретаря Координационного совета оппозиции Дмитрия Некрасова, который намеревается баллотироваться в Госдуму от «Яблока» по одному из московских одномандатных округов. Литва, как известно, сейчас одна из немногих стран, где быстро и эффективно дают визы (а если надо, то и убежище) россиянам, которых могут преследовать по политическим мотивам.

Поводом для отъезда Некрасова стал его допрос сотрудниками ФСБ по возвращении с Кипра. По словам политика, друзья ранее уже предупреждали его о возможности ареста, а сейчас речь якобы идет о том, что уже в ближайшее время против него могут возбудить уголовное дело по подозрению в терроризме и «впаять» до 15 лет заключения. Теперь оппозиционер намерен вести избирательную кампанию из-за границы.

Впрочем, московская политическая тусовка не склонна верить объяснениям уехавшего из страны политика. Например, политолог Александр Кынев, который часто и активно критикует Кремль, говорит, что «не верит в отношении господина Некрасова ни единому слову». «Первое, что приходит на ум, «разводка» и «внедрение», - предполагает Кынев. Другие участники политтехнологического рынка говорят про «самострел».

Самые эрудированные напоминают историю экс-кандидата в президенты Ивана Рыбкина, пользовавшегося поддержкой опального в России олигарха Бориса Березовского. В разгар кампании Рыбкин пропал на пять дней, а затем обнаружился почему-то в Киеве. Вначале он говорил, что просто там гулял, а позднее заявлял, что его похитили и накачали наркотиками агенты российских спецслужб. Те же, кто в курсе коммерческой деятельности Некрасова, намекают, что его отъезд к политике не имеет отношения, а может быть связан с некими бизнес-проектами в Подмосковье.

В общем, слухов появилась масса и, кстати, в прессе они чуть не отодвинули на второй план праймериз «Единой России», по итогам которых скандалы тоже еще продолжаются. Например, в Пермском крае, где один из победителей внутрипартийного соревнования за симпатии избирателей был уволен с работы, а теперь якобы идет речь об отмене результатов чуть ли не по половине округов.

Аналогичная ситуация сложилась и на Дальнем Востоке. При этом сразу несколько источников, близких к тем единороссам, кто праймериз проиграл, говорят, что, по их убеждению, Кремль сознательно заманил, а затем демонстративно «прокатил» многих более или менее независимых от администрации президента кандидатов – чтобы другим неповадно было спорить.

Иван Преображенский