Posted 2 июня 2016,, 16:03

Published 2 июня 2016,, 16:03

Modified 31 марта, 03:07

Updated 31 марта, 03:07

Псковская бездна

2 июня 2016, 16:03
Псковские семьи оказались самыми бедными в России — по данным статистики, они едва сводят концы с концами. Власти не думают о будущем региона, считают эксперты.

Семьи из Псковской области по итогам исследования оказались самыми бедными в России. Эксперты «РИА Рейтинг» вычли из средней псковской зарплаты размер прожиточного минимума, и тогда оказалось, что после минимальных расходов в семье с двумя детьми остаток денежных средств составляет всего 570 рублей. Для сравнения в Дагестане, который занял предпоследнюю строчку рейтинга, остаток денежных средств достигает 2 тыс. 381 руб. — то есть вчетверо больше, чем у псковичей.

Нищету жителей Псковской области подтверждают и официальные данные Росстата: в 2015 году в регионе оказалась самая низкая среднемесячная номинальная начисленная зарплата в Северо-Западном округе: 21,4 тыс. рублей. В соседней Новгородской области платят 26,2 тыс. рублей, а в Ленинградской области — 33,7 тыс. рублей.

Такие данные вывели из себя губернатора Псковщины Андрея Турчака. Его пресс-секретарь Оксана Ширан процитировала в блоге ответ журналистам, из которого следовало, что все рейтинги «полная чушь». «Парковок и стоянок не хватает», — привел контраргумент чиновник и заявил, что в каждой псковской семье «по одной, а то и по две машины».

Такая реакция вызвала невеселый сарказм у жителей Псковской области, которые принялись комментировать слова губернатора в блогах и соцсетях. Удивление вызвало утверждение, что плохая организация автомобильного движения в Пскове и плотная застройка центра, когда не хватает парковок и стоянок, может быть мерилом «хорошей жизни». А слова про то, что у всех псковичей якобы «по одной, а то и по две машины», дали жителям основание предположить, что губернатор судит по своим соседям, а жизнь в Псковской области видит исключительно из окна своего автомобиля.

Чиновникам, чтобы увидеть реальную жизнь людей, стоило бы выехать за пределы областного центра и пообщаться с жителями области. Например, семья Николаевых из шести человек в деревне Торошино с трудом сводит концы с концами. Как рассказал корреспонденту «Росбалта» Роман Николаев, серьезные материальные проблемы начались, когда его отцу понадобились деньги на операцию. Для лечения пришлось брать кредит, который семья выплачивает до сих пор. Зарплата отца составляет чуть более 8 тыс. рублей в месяц, сам Роман зарабатывает чуть более 5 тыс. рублей. Причем 2 тыс. приходится отдавать за проездной билет — работа Романа находится в 30 километрах от деревни. За материальной помощью семье приходится обращаться к другим людям. «Нам очень нужны продукты, а также нужно заплатить за свет, чтоб не отключили», — рассказал Роман Николаев.

Тяжелые материальные трудности в семье Степановых из города Опочка тоже начались, когда понадобилось срочное обращение к врачам. В семье с четырьмя детьми одному из них поставили страшный диагноз: острый лимфобластный лейкоз. Матери ребенка Татьяне, находящейся на больничном по уходу за ребенком, нужно ежемесячно возить сына на лечение в Москву. Без помощи добрых людей бороться за жизнь ребенка семья не смогла бы. «Органы соцзащиты помогали два раза, но это была единовременная помощь. Спасибо фонду „Добрый Псков“, он очень помогает», — рассказала Татьяна Степанова.

Сам координатор благотворительного фонда «Добрый Псков» («Добрый город») Семен Никонов настроен не очень оптимистично в оценке перспектив социальной ситуации в регионе. Он полагает, что большинство многодетных семей уже можно относить к разряду малоимущих. «Пособия небольшие, зарплаты у родителей тоже не очень большие, а из-за количества детей их подушевое содержание становится все более трудным», — констатировал Никонов.

Кризисные явления в экономике ведут к дальнейшему ухудшению социального положения малообеспеченных семей. «В Псковской области не очень много промышленности, как в крупных городах, например, в Петербурге. Здесь, в основном, мелкий и средний бизнес, торговля. В результате всех кризисных мер этот бизнес пострадал больше всех. Также много предприятий закрывается или переходит на трехдневку. Не скажу, что у нашего фонда стало больше обращений, нельзя сказать и что люди валом пошли за помощью. Но по сборам заметно: бизнес все менее охотно участвует в благотворительных программах. Его ответ такой: самим не хватает, может, станет чуть полегче, тогда будем помогать вам», — сообщил Семен Никонов.

Следствием падения уровня жизни в Псковской области стали резкие темпы сокращения численности населения региона, считает руководитель фракции КПРФ в областном собрании Александр Рогов. «Иностранные агентства, комментируя ежегодные темпы падения численности населения Псковской области, отмечали, что такое снижение может быть только в годы войны или бедствий. Войны у нас нет, но бедствие точно есть. Бедствие — это та власть и та партия, которая сегодня является правящей в России. На 1 января 1990 года в Псковской области жило 844 тысячи человек, а на 1 января 2016 года осталось 646 тысяч человек. За 25 лет регион потерял около 200 тыс. человек населения. Это — больше, чем население города Пскова», — рассказал Александр Рогов.

Псковская область уже второй год подряд оказывается последней среди регионов России по показателю доходов в пересчете на членов семьи с учетом уровня цен и других основных параметров, напомнил лидер псковского отделения «Яблока», бывший депутат областного собрания Лев Шлосберг. Он уверен, что такая ситуация сложилась в результате системного бездействия чиновников администрации региона.

«Люди, принимающие так называемые „стратегические планы развития“ Псковской области, не учитывают задачу роста благосостояния людей. У них даже в инвестиционных планах отсутствует такая составляющая, как „уровень оплаты труда“ на новых предприятиях, и они не учитывают влияния этих инвестиционных проектов на жизнь населения», — констатировал политик.

По всем статистическим данным Псковская область все больше походит на регион социального бедствия, но исполнительная власть отказывается это признавать и принимать меры к спасению. Значит, погружение региона в пучину нищеты будет продолжаться.

Дмитрий Ремизов