Posted 14 июня 2016,, 09:57

Published 14 июня 2016,, 09:57

Modified 31 марта, 03:00

Updated 31 марта, 03:00

Счетная палата уличила Минсельхоз в плохом контроле и невыполнении госпрограммы

14 июня 2016, 09:57

В 2015 году Минсельхоз России обеспечил выполнение только 55% показателей госпрограммы по развитию сельского хозяйства. Об этом сообщает пресс-служба Счетной палаты.

В 2015 году дебиторская задолженность Минсельхоза уменьшилась в 5 раз (с 8,43 млрд до 1,68 млрд рублей). При этом кредиторская задолженность увеличилась в 3,5 раза (с 13,9 млн до 49,2 млн рублей). В основном увеличение произошло вследствие роста задолженности перед подрядчиками при осуществлении инвестиционных вложений в подведомственных ФГБУ.

На 1 января 2016 года общий объем остатков межбюджетных трансфертов на счетах регионов составил 10,1 млрд рублей. Основная доля неиспользованных межбюджетных трансфертов приходилась на субсидирование процентной ставки по кредитам — 7,7 млрд рублей (76,2%).

Проверка показала, что Минсельхоз «не обеспечил достаточный контроль за соблюдением регионами условий соглашений о предоставлении субсидий». В результате отдельные регионы не достигли показателей результативности использования субсидий, а также допущены нарушения обязательств по финансированию. Например, по субсидии на поддержку элитного семеноводства показатель результативности не достигнут в 21 из 79 регионов, по субсидии на поддержку племенного животноводства — в 24 регионах из 81. При 100% софинансировании из федерального бюджета отдельные регионы финансирование либо вообще не осуществляли (Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республики), либо осуществляли в размерах, не соответствующих условиям соглашений (Республиками Ингушетия и Марий Эл, Калужской и Еврейской областями финансирование произведено на 8,2%, 47,7%, 22,9%, 27,8%, соответственно). Такая ситуация складывается по 33 видам господдержки.

Анализ выполнения госпрограммы развития сельского хозяйства, ответственным исполнителем по которой выступает Минсельхоз, показал, что из 131 программного показателя было выполнено только 72 (55%), из 166 контрольных событий выполнено 150. Из 38 объектов капитального строительства, запланированных к вводу в эксплуатацию в 2015 году, по состоянию на 1 января 2016 года закончено строительство (реконструкция) 33 объектов (86,8%), введено 29 (76,3%). Не закончена реконструкция 5 объектов в связи с нарушением сроков выполнения работ со стороны подрядных организаций; прекращением подрядной организацией работ; поздним заключением государственного контракта. В этой связи министерством проводится соответствующая претензионная работа.

Всего Минсельхозом и подведомственными ему учреждениями было допущено нарушений общим объемом 480,4 млн рублей. В частности, установлено нерезультативное использование федеральным учреждением «Адыгеямелиоводхоз» 4 млн рублей на проектно-исследовательские работы по реконструкции Шапсугского водохранилища.

Также в ходе проверки были выявлены нарушения при предоставлении Минсельхозом субсидий юридическим лицам. Так, в нарушение условий, предусмотренных правилами предоставления грантов на реализацию перспективных инновационных проектов в АПК, грант в сумме 20 млн рублей был предоставлен ООО «Кавикорм инжиниринг» при отсутствии патентов на изобретение.

Кроме того, Минсельхозом не осуществлялся контроль за соблюдением исполнителем инновационного проекта условий предоставления гранта. В результате средства в сумме 14,7 млн рублей, предназначенные для внедрения инновационного проекта «Комплексная энергоэффективная утилизация стоков и отходов предприятий пищевой промышленности», были использованы ООО «Кавикорм инжиниринг» не по целевому назначению. Так, за счет средств гранта Обществом приобретались патенты на изобретение, бывшее в употреблении имущество организации признанной банкротом (тележка садовая, стремянки, кулер, стулья, столы, тиски, точило, шкафы для одежды, лавка медицинская и др.), а также выплачивалась зарплата директору за 2013—2014 годы. По данному факту подготовлено обращение в Генпрокуратуру.

В декабре 2015 года Минсельхоз за счет субсидий произвел авансирование услуг по хранению и страхованию зерна интервенционного фонда, а также вознаграждение агенту (Объединенной зерновой компании) в размере 447,5 млн рублей (в том числе 228,5 млн рублей в качестве аванса на хранение запасов интервенционного фонда на 1 января 2017 г.). Размер аванса ни в правилах предоставления субсидий ни в государственном контракте не установлен. При этом нормативные правовые акты, в соответствии с которыми предоставлялась субсидия АО «ОЗК», не приведены в соответствие с положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В нарушение постановления правительства Российской Федерации соглашениях (договорах), заключенных Минсельхозом России с АО «Россельхозбанк», ОАО «Росагролизинг» и федеральными казенными предприятиями, отсутствовало условие о запрете конвертации в иностранную валюту полученных из федерального бюджета средств.

План информатизации Минсельхоза России на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов был утвержден на 9 месяцев позже срока, установленного постановлением Правительства Российской Федерации. При этом еще до утверждения плана информатизации министерством были заключены два государственных контракта на общую сумму 11,45 млн рублей.

В ходе проверки ФГБУ «Государственный центр агрохимической службы «Московский» было установлено нецелевое расходование средств субсидии, выделенной учреждению на выполнение государственного задания, на сумму 70 тыс. рублей. Так, за счет указанных средств ФГБУ «ГЦАС «Московский» были оплачены услуги по заочному обучению в аспирантуре работника учреждения, что не предусмотрено государственным заданием. По данному факту составлен административный протокол. Кроме того, проверка показала, что подведомственными Минсельхозу учреждениями не оформлены право собственности Российской Федерации на 3 тыс. 880 земельных участков (35,4%) и 29 тыс. 709 объектов недвижимого имущества (67,6%), право оперативного управления (хозяйственного ведения) на 30 024 объекта недвижимого имущества (68,3% от общего количества объектов). Из 14 тыс. 258 объектов недвижимого имущества, на которые оформлено право собственности Российской Федерации, в реестре федерального имущества не учтено 485 объектов (3,4%); из 13 тыс. 943 объектов капитального строительства, на которые оформлено право оперативного управления, не учтено 552 объекта (3,9%).

Внутренний финансовый аудит не осуществлялся Минсельхозом России с мая 2015 года. Отдельное подразделение внутреннего финансового аудита в министерстве не создано.

По результатам проверки СП направит представления в Минсельхоз России, ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Адыгея» и ФГБУ «Государственный центр агрохимической службы «Московский», информационное письмо — в ФАС России, обращение — в Генеральную прокуратуру. Заключение будет направлено в палаты Федерального Собрания.