Posted 22 июля 2016,, 13:40

Published 22 июля 2016,, 13:40

Modified 31 января, 11:10

Updated 31 января, 11:10

Анатомия слухов: Белых остается, Володин уходит?

22 июля 2016, 13:40
Близость выборов делает свое дело - даже в сезон отпусков политических сплетен меньше не становится.

Одной из историй, за которой внимательно наблюдают все, кто интересуется российской внутренней политикой, остается уголовное дело о взятке, в получении которой обвиняется губернатор Кировской области Никита Белых. Источник, близкий к администрации президента, говорит, что судьба регионального руководителя до сих пор не решена - он еще имеет шансы выйти на свободу и даже сохранить свой пост.

Показательно, что президент, как это было с арестованными главой Сахалинской области Александром Хорошавиным и губернатором Коми Вячеславом Гайзером, не стал отправлять Белых в отставку в связи с утратой доверия. Получается, что даже несмотря на то, что взятка, как утверждают представители правоохранительных органов, действительно была, доверие со стороны главы государства к кировскому губернатору до сих пор не иссякло.

Новую волну пересудов о том, будут ли и дальше силовики так же активно вмешиваться в региональную политику, как они это делали последнюю пару лет, поднял отказ депутатов кировского областного заксобрания рассматривать вопрос досрочной отставке Белых.

Новое «кировское дело» резонансно не столько потому, что арестованный губернатор в свое время был одним из лидеров либеральной оппозиции (это давно уже в прошлом), сколько из-за того, что продолжает ряд громких «политических» арестов. Ни один из попавших в эти жернова чиновников в итоге так и не смог выкрутиться и сохранить свой пост. Многие аналитики в связи с этим предполагали, что хотя каждый отдельный коррупционный скандал, естественно, имеет свои корни и за ним стоит своя коалиция недоброжелателей пострадавших губернаторов, на более высоком уровне речь идет о попытке условных силовиков взять под контроль губернаторский уровень власти в целом.

В подтверждение этой версии приводятся примеры Волгоградской и Челябинской областей, где руководство местных управлений ФСБ последовательно борется с новыми губернаторами и одерживает над ними победы. Причем некоторым «старым» региональным чиновникам, которые пытались отстоять свою независимость, грозят большие проблемы, как, например, экс-губернатору Челябинской области Михаилу Юревичу, которому силовики вначале не дали принять участие в праймериз «Единой России», а затем Центризбирком, под давлением администрации президента, выкинул его из списка Партии пенсионеров.

Теперь же, после того как областные депутаты отказались отправить Белых в отставку, шансы на сохранение им поста резко выросли. Если он выйдет на свободу, череда «силовых» отставок прервется, что может означать ослабление давления из центра на региональных руководителей и снижения влияния силовиков до прежнего уровня, когда они не могли без санкции Кремля возбуждать дела против губернаторов.

В то же время в узкой околокремлевской политической тусовке с куда большим интересом обсуждают другую тему - включение первого замглавы президентской администрации Вячеслава Володина, который отвечает за внутреннюю политику, в предвыборный список «Единой России». Утверждается, что это произошло по личной инициативе премьера Дмитрия Медведева и вопреки желанию самого Володина.

Теперь высокопоставленному чиновнику, которому поручено возглавить избирательный список партии власти в его родной Саратовской области, пришлось пообещать, что, в соответствии с законом, он уйдет в отпуск. Так что в Кремль теперь дорога Володину закрыта – свое время он должен будет проводить либо в предвыборных поездах по региону, либо в столичном офисе «Единой России» в Банном переулке, где, как уже сообщалось, ему предоставят кабинет и машину с водителем. Причем, как шутят многие, возможно это будет тот же самый кабинет, который нынешний первый замглавы администрации президента занимал в ту пору, когда он был секретарем президиума генсовета ЕР.

По словам источников, близких к управлению внутренней политики администрации президента, Володин, по меньшей мере, был удивлен такими решениями партийного руководства, то есть, читай, Дмитрия Медведева, согласовавшего этот шаг непосредственно с Владимиром Путиным. Через свое окружение кремлевский куратор внутренней политики уже дал понять, что категорически не хочет и не собирается оставлять свою должность и после выборов возвращаться в Госдуму (где он отработал с 1999 по 2010 год), хотя первое место в саратовском списке гарантированно «проходное» и мандат народного избранника, считай, у него уже в кармане.

Однако ходят слухи, что не все так просто. Якобы это была спецоперация, разработанная Дмитрием Медведевым совместно функционерами «Единой России» во главе Борисом Грызловым, неожиданно вернувшимся в большую политику и вступившим в союз с помощником президента Владиславом Сурковым (предшественником Володина на его нынешнем посту в Кремле). Эта коалиция (все трое имеют прямой доступ к Владимиру Путину) и сумела, как утверждают слухмейкеры, в последний момент добиться включения Володина в список.

Причем они настаивают на том, что если выборы пройдут не очень удачно, то Володин все же будет обязан отправиться работать в Госдуму – как бы «в наказание», пусть даже и на пост ее председателя. При этом, как говорят, нынешний спикер Сергей Нарышкин тоже не восторге от такой идеи – нынешнее место работы его вполне устраивает (формально, это четвертый по значению пост в государстве). Тем не менее, если верить слухам, в Кремле Нарышкиным не очень довольны, потому что ему так и не удалось создать иллюзию, что российский парламент это место для дискуссий.

Если Володин все же уйдет в Госдуму, то, учитывая его нынешней административный вес, это станет резким понижением. Однако Путина якобы пытаются убедить, что система власти при нынешнем кураторе внутренней политики стала нестабильной и поэтому Володин должен лично попробовать свое детище «на вкус» - чтобы избежать дальнейших ошибок.

Впрочем, источник, близкий к «Единой России», все же уверен, что возвращения Володина в Госдуму не случится. Его фигура, не связанная непосредственно ни с одним околокремлевским кланом, слишком удобна для президента, чтобы ей можно было найти равноценную замену.

Иван Преображенский