Posted 22 июля 2016,, 21:05

Published 22 июля 2016,, 21:05

Modified 31 января, 11:11

Updated 31 января, 11:11

Депутаты на птичьих правах

22 июля 2016, 21:05
Возвращение одномандатников в Госдуму по итогам сентябрьских выборов грозит внести в парламентскую работу элемент непредсказуемости.

Предстоящие выборы в Государственную думу пройдут, как известно, по смешанной системе, то есть одна половина из 450 депутатов будет избрана по партийным спискам, а другая - по одномандатным округам. В последний раз такая схема на парламентских выборах применялась в 2003 году. Избранная Госдума уже тогда была практически полностью подконтрольна Кремлю, но все же запомнилась яркими независимыми депутатами. Ими были около двух десятков парламентариев, которые не вошли в состав ни одной из думских фракций, а создать свою не смогли из-за ограничений в законе, разрешающем регистрировать фракцию минимум из 55 человек.

Ранее, в Госдуме второго (1995-1999 годы) и третьего (1999-2003 годы) созывов, одномандатники обладали более весомыми правами. Они могли объединяться в депутатские группы, равные по статусу фракциям. Это означало, что одномандатники могли претендовать на руководящие должности в думских комитетах, иметь право голоса на Совете Госдумы и выступать от имени своей депутатской группы на пленарных заседаниях палаты, получать трибуну во время обсуждения бюджета и при утверждении главы правительства. Также они пользовались всевозможными привилегиями в виде служебных автомобилей и т.д.

Начиная с 2007 года Госдума стала избираться только по партийным спискам. В результате независимые депутаты на Охотном ряду вымерли как политический вид, а самим парламентариям запретили переходить из одной фракции в другую под угрозой лишения мандата.

Последствия от этого своего рода «крепостного права» для народных избранников оказались неоднозначными, так как одновременно закон запретил самим фракциям изгонять неугодных депутатов из своих рядов (можно только из партии). Именно этот запрет привел к появлению в Госдуме шестого созыва нескольких «одиноких волков». Речь идет о примерно десяти депутатах, в основном из «Справедливой России» и ЛДПР, среди которых Оксана Дмитриева, Дмитрий Гудков, Илья Пономарев, Алексей Митрофанов.

Формально все они (за исключением Пономарева, у которого под занавес последней сессии все же отобрали мандат) продолжали числиться в своих фракциях и даже иногда посещали их заседания, но по факту они могли не соблюдать фракционную дисциплину, что выражалось, например, в свободном голосовании по законопроектам и публичных заявлениях в разрез «линии партии».

В сентябре на Охотный ряд придут сразу 225 депутатов-одномандатников. Но уходящий созыв Госдумы не сделал ровным счетом ничего для закрепления их прав, хотя разговоры об этом начались еще в январе. Изменения предстоит внести в закон о статусе депутата и думский регламент. На данный момент эти документы разрешают создание в Госдуме депутатского объединения только в случае прекращения деятельности партии, которая сумела провести своих депутатов в парламент, да и то если только «осиротевшие» народные избранники не решат связать свою судьбу с какой-либо другой фракцией.

«Вопрос с одномандатниками будет решаться только после того, как в администрации президента поймут, скольких из них не удастся запихнуть в уже образованные фракции», - отметил в беседе с «Росбалтом» один из собеседников на Охотном ряду. По его словам, если их будет не более 20, то, скорее всего, они так и останутся «неприкаянными».

Таким образом, конкретные решения на этот счет будут приниматься по итогам выборов и с их учетом, говорят в Госдуме. Между тем, какую роль может сыграть даже один независимый депутат, мы видим на примере Дмитрия Гудкова и еще пары парламентариев, осмелившихся выступать против принятия Думой самых одиозных законов. Если их позиция и не создала большие проблемы для Кремля и правительства, то уж точно серьезно действовала им на нервы.

В то же время вряд ли стоит ожидать, что в новом созыве Госдумы действительно окажется большая группа независимых одномандатников, из-за которых власть будет вынуждена легализовать их статус, даровав право на создание отдельной депутатской группы. «Единая Россия» выдвинула 207 кандидатов в 160 одномандатных округах и только 18 округов «подарила» в рамках неофициального межпартийного соглашениям кандидатам от трех других парламентских партий - КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России».

В некоторых округах единороссы самоустранились от участия выборов в пользу лояльных Кремлю непарламентских партий. Например, в Воронежской области они «расчистили поляну» для лидера «Родины» Алексея Журавлева, а в Башкирии - для главы «Гражданской платформы» Рифата Шайхутдинова.

Политологи прогнозируют, что единороссы возьмут минимум половину депутатских мест, распределяемых по одномандатным округам. А уже после начала работы новой Госдумы в их фракционные ряды также вольются одномандатники, которые участвовали в выборах при поддержке ОНФ и Общественной палаты, а также так называемые самовыдвиженцы, формально не связанные ни с одной из партий (в выборах будут участвовать более 200 таких кандидатов).

Несмотря на это, эксперты допускают, что в Думу смогут просочиться несколько одномандатников от непарламентских партий, среди которых, прежде всего, упоминаются «Яблоко», «Партия Роста» и т.д. Они не смогут оказать реального влияния на работу Госдумы, но способны заметно оживить работу парламента, создавая иллюзию политической дискуссии на Охотном ряду. При определенных обстоятельствах в такой полифонии может быть заинтересован и сам Кремль, а избиратели независимого депутата будут воспринимать его как «воина в поле» и продолжать надеяться на перемены.

В самой Госдуме ожидают, что ее новый созыв в любом случае будет «активнее и живее» предыдущего. В этой связи думские старожилы советуют обратить пристальное внимание на обсуждение будущих проектов федеральных бюджетов. Именно на этом участке одномандатникам будет разрешено проявлять повышенную самостоятельность, поскольку речь пойдет о понятных избирателям конкретных делах в доверенных им регионах - вроде строительства больниц или выделения денег на другие важные социальные нужды.

Роль одномандатников в парламенте может усилиться в случае дальнейшего углубления кризиса и неминуемых на этом фоне споров между правительством и Госдумой, полагают эксперты. На слишком же активных одномандатников всегда найдется управа. Так, депутаты шестого созыва уже успели обкатать новый способ лишения мандатов на Илье Пономареве, который был изгнан из Думы за «систематическое неисполнение депутатских обязанностей».

Согласно «исправленному» закону, с инициативой досрочного прекращения полномочий депутата может выступить не только фракция, но и парламентский комитет. Эту оговорку специально придумали для будущих одномандатников, которые не войдут ни в одну из фракций. У них смогут отбирать мандаты, например, за неучастие в работе комитета (каждый депутат должен числиться в одном из них). Между тем, известно, что львиная доля думских комитетов собирается на свои заседания иногда всего раз в месяц, а другие предпочитают принимать решения опросным путем, который не требует личного присутствия. Но будущие независимые депутаты на такие поблажки рассчитывать уже не смогут.

Елена Земскова