Posted 28 июля 2016,, 16:17

Published 28 июля 2016,, 16:17

Modified 31 января, 11:15

Updated 31 января, 11:15

Кремль уходит в защиту

28 июля 2016, 16:17
Серией рокировок президент продолжает интеграцию силовиков во власть и выстраивает между их группами новый баланс, считают эксперты.

Президент Владимир Путин в четверг подписал целый ряд указов о кадровых перестановках в регионах. Большинство назначенцев – работники силовых органов.

Полпред президента в СЗФО Владимир Булавин назначен на должность руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС) вместо Андрея Бельянинова. На освободившуюся должность назначили губернатора Калининградской области Николая Цуканова. А в его кресло, в свою очередь, сядет руководитель регионального управления ФСБ Евгений Зиничев.

Президент РФ также подписал указы об отставках полпреда в Крымском ФО Олега Белавенцева и главы Севастополя Сергея Меняйло. Белавенцев получил должность полпреда президента в Северо-Кавказском ФО, а Меняйло — полпреда в Сибирском ФО. Крымский округ слит с Южным.

Ярославскую область возглавил замглавы МВД, выходец из ФСО Дмитрий Миронов, а Кировскую – руководитель Росреестра Игорь Васильев, некогда служивший в службе внешней разведки КГБ.

Такие кадровые перестановки говорят не только об очередном приходе силовиков в гражданские структуры, но и о выстраивании нового баланса между ними, считает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Как заявил эксперт корреспонденту «Росбалта», глава государства, будучи сам выходцем из силовых структур, в очередной раз показал, что доверяет и опирается на своих коллег.

«Силовики уже давно пришли во власть, но другое дело, что нет какой-то отдельной силовой структуры, которая имеет эксклюзивные права. Поэтому сейчас выстраивается новый баланс интересов между различными силовыми группами – между людьми, связанными с ФСБ или с ФСО», — уточнил Алексей Макаркин.

Политолог обратил внимание на прежнее место службы нового врио губернатора Ярославской области Дмитрия Миронова. «Интересно то, что вслед за тульским губернатором Алексеем Дюминым появляется ярославский губернатор Дмитрий Миронов, который также является выходцем из ФСО», — заметил Алексей Макаркин.

Член Комитета гражданских инициатив, в прошлом представитель президента РФ в Санкт-Петербурге Сергей Цыпляев отметил, что для сегодняшнего политического руководства силовики являются опорным классом. «Эта среда понятна и предсказуема. Для людей, которые сегодня находятся во власти, ключевыми качествами являются лояльность, дисциплина, исполнительность, готовность выполнить приказ. Такие качества, как инициативность, способность к публичной политической деятельности абсолютно не приветствуются. Они не востребованы. Строится вертикальная военизированная система управления, которая позволяет расширять возможности контроля, координации, но чаще всего подавляет возможности развития», — отметил Цыпляев.

Спусковым крючком к кадровым перестановкам в регионах Северо-Запада стала отставка Андрея Бельянинова с должности руководителя ФТС, считает политолог, бывший вице-губернатор Калининградской области Сергей Журавский. Началось передвижение одних и тех же фигур на «шахматной доске» региональной политики.

«Еще недавно никто и не думал, что Андрея Бельянинова отправят в отставку, это стало неожиданностью. Но должность главы Федеральной таможенной службы — слишком важная, чтобы доверить ее кому-то непроверенному. А „скамейка запасных“ оказалась пуста. Поэтому на должность руководителя ФТС и передвинули „проверенного“ Владимира Булавина», — считает Сергей Журавский.

Политолог полагает, что новый полпред президента РФ в СЗФО Николай Цуканов может не задержаться в этой должности. «Николай Цуканов — временная фигура в должности полпреда. Если бы ему неделю назад кто-нибудь сказал, что он уйдет с поста губернатора Калининградской области, он бы рассмеялся. Тут еще надо не забывать, что он возглавляет список „Единой России“ на предстоящих выборах в областную думу. И я не исключаю, что у Цуканова появится желание уйти в депутаты», — предположил Журавский.

Эксперт счел неудивительным, что врио губернатора Калининградской области назначили руководителя регионального управления ФСБ Евгения Зиничева. Ранее во главе эксклава уже ставили силовиков. «Был уже такой опыт, когда губернатором Калининградской области стал Владимир Егоров. Он был хорошим командующим Балтфлотом, но, правда, в должности главы региона ему похвастаться оказалось нечем. Тем не менее, надо понимать, что Калининград — это важный регион, военный форпост, в котором складывается не очень стабильная экономическая ситуация. Поэтому приход нового „генерал-губернатора“ был вполне прогнозируем. Не следует также забывать, что для Калининграда оказалась болезненной тема „германизации“ региона, с которой надо было что-то делать. Николай Цуканов фактически поддерживал ее, и это была его ошибка. Силовик, вероятно, эту ошибку исправит», — отметил Сергей Журавский.

То, что Калининградскую и Ярославскую область возглавили силовики – это несвязанные назначения, но они находятся в общем русле идущих процессов, уверен директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников. «Это общая тенденция, когда выходцы из ФСБ приходят во власть. А бывших офицеров КГБ – ФСБ, как известно, не бывает. Нет ничего удивительного, что руководителем Калининградской области назначили главу управления ФСБ. Калининград – это особый эксклав, а сейчас мы наблюдаем острые проблемы в экономических и политических отношениях с Евросоюзом. Поэтому связанным проблемам Калининграда будет уделяться особое внимание», — считает эксперт.

Перевод губернаторов Калининградской области и Севастополя на должности полпредов, при формальном повышении, можно считать «почетной ссылкой», полагает Дмитрий Солонников. «Полпреды президента РФ в федеральных округах из механизма государева ока и структуры продвижения государственной политики, действительно, стали декоративными и формальными органами. Какие-то функции у них, конечно, остались: это контроль над исполнением экономических программ, контроль за избирательными кампаниями. Но контроля за назначением чиновников в регионах они не имеют, контроля за региональным законодательством у них нет. Поэтому формально Николая Цуканова и Сергея Меняйло повысили, но они получили красивые должности без влияния на процессы», — сказал Дмитрий Солонников.

Отставленные крымские чиновники не выполнили главных своих задач, но и не совершили ничего, что разгневало бы федеральный центр, полагает замдиректора Центра изучения проблем безопасности и сотрудничества в Причерноморье Владимир Джаралла. Он подчеркнул, что для Крымского федерального округа кадровые перемены оказались неожиданными. «Это особенность кадровой политики России: перестановки происходят мгновенно, сразу, и их невозможно предугадать. Можно только видеть накопление каких-то проблем и что-то прогнозировать, но, когда это произойдет, предугадать невозможно. Так произошло и сейчас», — заметил Джаралла.

О том, что федеральный центр не имеет серьезных претензий к отставленным Олегу Белавенцеву и Сергею Меняйло, говорит их назначение на новые должности. «Это тоже особенность кадровой политики в России: в том случае, если ты провинился, то рассчитывать на какую-либо компенсацию не приходится. Здесь же осуществлено то, что называется „повышение и — в сторону“. Другими словами, работу вы не завалили, но и не сделали главного, ради чего вас сюда поставили. А самое главное — это была необходимость высоких темпов преобразований в Крыму. Крым очень сильно отстает от других регионов России в связи с тем, что украинская социальная и физическая инфраструктура чрезвычайно отсталая и устаревшая. Требуется ее серьезная модернизация, а темп и скорость оказались потеряны», — полагает Джаралла.

Эксперт уверен, что объединение Крымского федерального округа с Южным преследует цель разрушения «связки» между полпредом президента и местными властями. «При объединении двух федеральных округов Крым вполне может обойтись кураторством из одного центра», — сказал Владимир Джаралла.

Новый приток силовиков во властные кабинеты уже сравнили с перетряхиванием всех органов власти, которые осуществляет Эрдоган в Турции. Эрдоган начал свои перестановки из-за свершившейся попытки переворота. Расстановка силовиков во власть в России, видимо, тоже демонстрирует приготовление страны к противостоянию с кем-то, а не к мирному развитию.

Дмитрий Ремизов