Posted 2 августа 2016,, 19:08

Published 2 августа 2016,, 19:08

Modified 31 января, 11:18

Updated 31 января, 11:18

В Твери суд не принял независимую экспертизу по делу мусульманина, возмущенного дискриминацией в МВД

2 августа 2016, 19:08

В Пролетарском районном суде Твери завершено судебное следствие по «экстремистскому делу» мусульманина, которого не приняли в полицию.

Судят, напомним, 32-летнего Шамиля Казакова, который с детства мечтал стать полицейским, окончил с красным дипломом юридический вуз, получил отказ в приеме на службу и опубликовал в интернете скрытую съемку с нетолерантным обоснованием отказа. Теперь его обвиняют в экстремизме и оскорблении представителя власти (часть 1 статьи 282 и статья 319 Уголовного кодекса РФ).

Как сообщила «Росбалту» адвокат Светлана Сидоркина, профессор и действительный член Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам Елизавет Колтунова поставила под сомнение заключение эксперта, подготовленное по инициативе следствия.

Кандидат филологических наук, доцент филологического факультета Нижегородского государственного университета имени Лобачевского и профессор Международной славянской академии со стажем работы 40 лет, стажем экспертной работы 20 лет Елизавета Колтунова подтвердила в суде, что выводы заключения эксперта, которые легли в основу обвинения, «не всегда являются научно обоснованными».

«В ходе проведения исследования экспертов допущены методические, логические и фактические недочеты, — отметила профессор Колтунова. — Допущено нарушение ряда положений ФЗ № 73 „О государственной судебно-экспертной деятельности“. Выявлен выход за пределы компетенции лингвиста-эксперта».

Колтунова провела консультативное рецензирование заключения эксперта, ранее подготовленного по инициативе следствия и легшего в основу обвинения и сообщила суду, что «выявлены недочеты, позволяющие поставить под сомнение его научную компетентность в лингвистической части»: «Также неверно квалифицируется направленность метода контент-анализа — „анализ содержания. Кроме того, в заключении вообще отсутствуют какие-либо указания на специальную методику исследования текстов, связанных с проблемами возбуждения вражды/розни/ненависти“.

Профессор отметила, что „самое существенное замечание к данному экспертному заключению состоит в том, что вопросы, поставленные на разрешение эксперта, вовсе не целиком и полностью входят в ‚компетенцию лингвистики‘.

‚В теории и практике судебно-экспертной деятельности исследования подобного рода принято осуществлять в рамках комплексной экспертизы, с обязательным привлечением специалиста-психолога и социолога (или политолога), так как ответ на большинство вопросов неизбежно выходит за рамки компетенции исключительно лингвиста в силу самой объективной сущности поставленных вопросов‘, — подчеркнула эксперт Колтунова.

Суд выслушал доводы Елизаветы Колтуновой, однако отклонил ходатайство о приобщении к материалам дела ее консультативного рецензирования заключения эксперта. Защита Казакова заявила отвод судье, но после выхода из совещательной комнаты он вынес постановление об отказе в удовлетворении и этого ходатайства.

‚Таким образом, судебное следствие по делу закончено, — рассказала адвокат Сидоркина. — 5 августа в 14:00 запланированы прения сторон‘.

Шамиль Казаков опубликовал на YouTube записанное скрытой камерой видео с неофициальным отказом в приеме на службу из-за его национальности и вероисповедания. Претензии правоохранительных органов предъявили не к самому факту опубликования скандального видео, согласно которому в УМВД России по Тверской области якобы не берут на службу ‚чеченцев, дагестанцев, татар и мусульман‘, а к экстремистским и оскорбительным комментариям опубликовавшего видео. Во время рассмотрения этого дела суд изменил Шамилю Казакову меру пресечения с домашнего ареста на заключение под стражу сроком на 2 месяца.