Posted 6 сентября 2016,, 08:16

Published 6 сентября 2016,, 08:16

Modified 31 марта, 01:59

Updated 31 марта, 01:59

В России увеличилось число просрочек по автокредитам на 20%

6 сентября 2016, 08:16

Каждый десятый автокредит является проблемным со сроком просрочки от 90 дней. Об этом говорится в исследовании компании «Секвойя кредит консолидейшн», сообщает газета «Известия». На 1 сентября 2016 года просрочка россиян по автокредитам достигла 82,5 млрд рублей. С начала года показатель увеличился на 20%.

Из 1,4 млн выданных гражданам автокредитов 10% являются проблемными, на аналогичную дату прошлого года показатель был равен 7%. Всего, по словам президента «Секвойи» Елены Докучаевой, просрочено 200 тыс. автокредитов из 1,4 млн действующих, и эта цифра учитывает все ссуды с задержками платежей на срок от одного дня.

В общем объеме розничной просрочки (896,7 млрд рублей на 1 июля 2016 года, по последним данным ЦБ) просрочка по автокредитам занимает почти десятую часть. Автовладельцы всегда отличались высокой платежной дисциплиной, поскольку кредит на машины является залоговым, но кризис добрался и до них.

«В 2014 году автозаемщик выходил на первую просрочку через 18 месяцев, в 2015 году — через 16 месяцев, в 2016-м — через год», — заметила Докучаева. По ее словам, этому способствует падение реальных доходов россиян (на 4,4% с начала года, по данным Росстата), а также сохраняющийся высокий уровень закредитованности (в 2016 году на одного заемщика приходится 1,8 кредита, в прошлом году — 1,7).

Докучаева объяснила, что рост доли просроченной задолженности в сегменте автокредитования обусловлен и тем, что на фоне снижения объемов рынка происходит «вызревание» долгов по кредитам, выданным в 2012—2013 годах, когда банки практиковали более либеральную кредитную политику. Сейчас многие кредитные организации изменили стратегию выдачи, и качество портфеля «молодых кредитов» заметно улучшилось, но их количество сократилось. А профвзыскателям стали поступать долги на более раннем сроке просрочки.

«Это дает возможность коллекторам работать не только на этапе взыскания полной суммы выданного кредита, но и возвращать заемщиков в график платежей, предотвращая дефолт и сохраняя клиента для банка», — отметила президент «Секвойи».

Дело в том, что банкам не нужны непрофильные активы на балансе — это нагрузка на капитал. Хранение изъятых автозалогов влечет дополнительные расходы. Автозаемщики же теряют и все уплаченные проценты и лишаются возможности использовать свою машину в том числе для коммерческих целей, например для работы в службах такси. Поэтому сторонам легче договориться.

В апреле прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев заявлял на совещании с вице-премьерами о подписании документа о субсидировании автокредитов в размере двух третей ключевой ставки ЦБ.
«Речь идет о постановлении правительства, которое позволяет выделять бюджетные средства на субсидирование автокредитов. Это значит, что наши банки смогут предоставлять людям займы для покупки автомобилей на льготных условиях», — пояснял он.