Posted 6 сентября 2016,, 16:52

Published 6 сентября 2016,, 16:52

Modified 31 января, 11:48

Updated 31 января, 11:48

Обрушение фасада благополучия

6 сентября 2016, 16:52
У российской власти сегодня нет масштабной программы созидательных действий, полагают эксперты Политклуба «Росбалта».

С учетом того, что особых сенсаций на предстоящих выборах в Госдуму не ожидается, а их результаты в значительной степени предсказуемы, эксперты, собравшиеся на очередное заседание Политклуба в московской редакции «Росбалта», попытались ответить на вопрос, который сегодня становится все более актуальным. А именно: «Возможна ли невоенная повестка дня в России в период между парламентскими и президентскими выборами 2016—2018 годов?» Именно так была сформулирована тема прошедшего в информагентстве круглого стола.

Обобщая мнения экспертов, отвечавших в ходе дискуссии на этот и ряд других вопросов, можно свести итоги дискуссии к точке зрения, что масштабной программы созидательных действий, которая могла бы стать привлекательной для широких слоев населения, у российской власти сегодня нет.

По мнению руководителя Центра экономических и политических реформ Николая Миронова, одна из проблем нынешнего российского государства состоит в том, что оно «не является государством в прямом смысле этого слова — это скорее силовой ресурс, контролирующий определенные активы». При этом, по его словам, «обеднение людей стало постоянным стабильным фактором».

В то же время, некий «общественный договор» с властью российской элиты (старые олигархи, договорившиеся с Кремлем, новые олигархи путинской эпохи, мимикрирующие под госсектор) предполагал, что она будет «потреблять определенную часть национального продукта, живя комфортной и зажиточной жизнью». Причем «потребление элит особо не снижается, все идет за счет населения, и изменить эту ситуацию крайне сложно», — говорит Миронов. По его словам, «это и есть слабое место системы».

Эксперт выразил согласие с тем, что источники экономического развития РФ сегодня крайне скудны, что относительное благополучие последних двадцати лет строилось главным образом на высоких мировых ценах на энергоресурсы, однако сегодня эти источники в значительной степени иссякли.

В то же время представление об относительном благополучии 2000-х годов также не вполне соответствует действительности, считает Миронов. Именно в это время, как отметил он, проводилось «последовательное сокращение советского социального государства», «проедание громадных советских активов» в виде предприятий, школ, поликлиник, число которых сократилось, по словам специалиста, за это время в 2-3 раза, то есть значительно сильнее, чем в 1990-е годы.

Эксперт полагает, что каких-то серьезных преобразований социально-экономической системы страны сегодня ожидать не приходится, однако на первое время деньги можно взять у «не совсем лояльных олигархов», что в какой-то мере мы сейчас и наблюдаем. «На этом можно будет еще немного протянуть», — считает аналитик. «Дальше будет сложнее, средства кончатся, возможны бунты, и не исключено, что появится необходимость собирать деньги уже из «ближнего круга», и это будут уже собственно реформы, поскольку речь пойдет о новой налоговой системе», — предполагает он.

По мнению руководителя Центра политико-географического анализа Николая Петрова, российская власть в 2014 году попала в «ловушку легитимности». Легитимность президента из электоральной превратилась «в легитимность военного вождя». Проблема, полагает эксперт, в том, что если электоральную легитимность поддерживать относительно легко — надо выигрывать выборы, то военно-вождистская легитимность требует постоянной подпитки. «В то время как второго Крыма нет и быть не может, возможность военных побед сильно ограничена не бесконечным военным ресурсом, красными флажками, которые с 2014 года выстраивает Запад и теми экономическими проблемами, которые мы испытываем даже при нынешнем уровне санкций», — сказал Петров.

Эксперт уверен, что «военная повестка исчерпана, у нас нет военных ресурсов», народ уже не реагирует на репортажи с театра военных действий в Сирии.

На этом фоне «система «путинского политбюро» фактически демонтирована и не работает. «Мы видим уже не замену одного члена «политбюро» другим, а переход к модели царского двора», — считает Петров. По его мнению, главное, что отличает последние кадровые перестановки во власти, это «полное удаление с поля тех фигур, которые в принципе могли бы составить какие-то проблемы при резком изменении курса».

При отсутствии «нефтяной ренты» в российской экономике, во всяком случае, в прежних масштабах, «возможности улучшения экономики без изменения политической системы и политического режима исчерпаны», — уверен политолог. Поэтому сейчас, полагает он, «все упирается в изменение политического режима. Дилемма очень простая — или согласиться на авторитарную модернизацию, или его просто не будет». Политическая система в любом случае будет меняться, считает Петров. «Захочет — будет меняться эволюционно, не захочет или не сможет — будет меняться революционно», — сказал он.

По мнению политолога Виталия Камышева, повестка, которую власть в ближайшее время может предложить россиянам, будет «дрейфовать от военной к полувоенной или чуть-чуть военной». Он считает, что «это будет зависеть от двух факторов — поведения Запада и от степени социальной напряженности внутри страны».

Что касается позиции Запада, то, по словам Камышева, «он готов смириться с присоединением к России Крыма, сдать Украину и российскую оппозицию». В то же время, убежден политолог, у нынешней российской власти нет никакой идеологии, никакой национальной стратегии. «Это режим тактиков, который в зависимости от складывающейся конъюнктуры, будет то более мирным, то более военным», — полагает Камышев. При этом он высказал опасение, что «Украина может стать неким новым Ливаном», с постоянно тлеющим на ее востоке очагом конфликта, который будет то разгораться, то затухать.

Говоря о проблемах российской экономики, Камышев обратил внимание на чудовищные масштабы коррупции. «Японские якудза и итальянская мафия требуют 5-7% «откатов», а когда в России «откаты» составляют 70%, то это не экономика, а самоубийство элит и гибель страны», — считает политолог. По его мнению, выходом из этой ситуации, позитивной повесткой для России, может стать только «коренное изменение правил игры и смена элит».

В то же время все эксперты согласились с тем, что сегодня в российской экономике помимо проблем коррупционного характера начинают проступать и черты, свойственные 90-м годам XX века. Речь идет о том, что бюджетникам и работникам коммерческих предприятий вновь, как и тогда, начинают на месяцы задерживать выплату заработной платы.

Так что фасад относительного благополучия 2000-х, когда люди в стране в массе своей стали получать небольшую, но зато регулярно выплачиваемую зарплату и были счастливы хотя бы этим, сегодня начинает рушиться.

Александр Желенин