Posted 20 сентября 2016,, 18:00

Published 20 сентября 2016,, 18:00

Modified 31 января, 12:00

Updated 31 января, 12:00

Где деньги?..

20 сентября 2016, 18:00
Российские власти ищут способы пополнить бюджет. Варианты: реформировать систему страховых взносов или повысить налог на добавленную стоимость.

Чиновники Министерства финансов РФ выступили с инициативами найти дополнительные деньги. Вариантов рассматривается два: реформировать систему страховых взносов или повысить налог на добавленную стоимость (НДС).

Предложение об увеличении ставки страховых взносов в Пенсионный фонд России (ПФР) подготовила еще Федеральная налоговая служба. В качестве цели увеличения ставки обозначается сокращение дефицита Пенсионного фонда. Предполагается взимать ее со всего зарплатного фонда по единой ставке и к 2019 году довести до 26%.

На данный момент ставка страховых платежей в ПФР составляет 22%, а в общей сумме работодатели перечисляют 30% от доходов сотрудников в страховые фонды (2,9% и 5,1% идут в фонды социального и медицинского страхования). В 2012 году Дмитрий Медведев подписал закон о введении ставки взноса в ПФР в 10% для хорошо оплачиваемых работников, тех, чьи страховые накопления за год превышают 796 тыс. рублей. Теперь, одновременно с увеличением страховых взносов, предлагается отменить эту льготную часть страховых платежей.

Альтернативный вариант предполагает повышение НДС до 20% в 2017 году. 10%-ная льготная ставка будет поднята до 12%, а с 2019 года начнется увеличение ее на два процентных пункта в год, пока она не сравняется с нельготными 20%.

Объяснение этих инициатив нехваткой денег в ПФР не могло не вызвать критики в обществе. «Повышение отчислений никого не спасет: Пенсионный фонд без реформ — это черная дыра, в которую можно отправить накопительные пенсии, наши зарплаты — и все будет мало, потому что с демографической ямой не поспоришь», — пишет в своем блоге политик Дмитрий Гудков.

И действительно, чего стоит только предложение Минпромторга поручить реализацию «закона Яровой» Национальному центру информатизации (НЦИ) — одной из структур госкорпорации «Ростех». Средства на организацию деятельности НЦИ предполагается взять из ПФР. Таким образом, пенсионные накопления россиян уйдут на организацию хранения телефонных разговоров и интернет-переписки их самих.

Предложение Минфина РФ увеличить ставки страховых взносов и повысить НДС выглядит несвоевременным, полагает директор Института стратегического анализа ФБК, профессор ВШЭ Игорь Николаев. «Это на самом деле — повышение налоговой нагрузки. С виду это не будет выглядеть как повышение налогов, потому что формально где-то ставки поднимут, а где-то уменьшат. Но нам уже неоднократно намекали, что налоги будут повышаться. Как было сказано, „денег нет“, а когда их нет, то поступают просто, по-бухгалтерски, не в обиду бухгалтерам, — повышают налоги. Но в кризис это категорически противопоказано. Это лишь консервирует наше кризисное состояние, и тогда, естественно, ни из какого кризиса мы в ближайшие годы не выйдем», — подчеркивает Игорь Николаев.

Экономист Михаил Хазин заявил «Росбалту», что предложения Минфина появились как результат победы партии власти на выборах. «Последствия будут сравнимы с 1991 годом. Нас ждут полная ликвидация экономики и «украинизация» страны», — сказал Хазин.

Эксперт уверен, что «зеленый свет» таким предложениям дали итоги парламентских выборов. «Напоминаю, президент России говорил, что никак нельзя повышать налоги на фонд заработной платы. Но результаты выборов – это поражение Владимира Путина в борьбе с бюрократией, который хотел сделать выборы честными, а получилась тотальная фальсификация. Но старая бюрократия воспринимает эту ситуацию как свою победу и потому начинает форсировать события», — считает Михаил Хазин.

Бывший замминистра труда РФ, политолог Павел Кудюкин считает, что оба предложения по разным причинам будут негативно встречены в обществе. Идея брать страховые взносы с фонда оплаты труда в целом, то есть одинаково со всех, выглядит оправданной, так как хотя бы один платеж выйдет из сферы регрессивности. «У нас налоги и без того перекошены так, что они гораздо больнее бьют по бедным, чем по богатым», — заявил Кудюкин. Однако инициатива наткнется на ожидаемое сопротивление. «Бизнес будет кричать, что это обременение его налогами, хотя это не совсем корректно. Социальные взносы — это не налог, а, в сущности, отложенная зарплата работников», — заметил эксперт.

Павел Кудюкин уверен, что предложение повысить НДС ударит по еще большему количеству людей. «Что касается НДС, то, как все налоги косвенного характера, он будет бить по бедным. У нас по мировым стандартам НДС не самый высокий, но его повышение, вероятнее всего, окажет угнетающее воздействие на экономику. Минфин, исходя из узкофинансовых соображений и из потребности заткнуть текущие дыры, может нанести удар по экономическому росту и усугубить спираль падения», — отметил эксперт.

Советник Института современного развития (ИНСОР) Никита Масленников заявил, что вероятная «ущербность» обеих инициатив, предложенных Минфином, очевидна для всех. «Предложения Минфина надо оценивать как некую торговую позицию в большой дискуссии внутри правительства по параметрам дефицитного бюджета 2017 года. Надо искать источники для финансирования этого дефицита. Что из предложенного реалистично, а что нет? Меньше всего шансов у поднятия НДС, потому что это сразу означает подскок темпов роста цен и усиление рисков недостижения цели по инфляции в 4% к концу 2017 года. Это удар по замыслам Центробанка и очевидное предложение к ужесточению денежно-кредитной политики», — заметил Никита Масленников.

Инициатива по увеличению страховых взносов тоже имеет свои «подводные камни». «Здесь встает вопрос учета рисков, которые серьезны, так как означают усиление фискального бремени для бизнеса. Здесь затрагивается такая чувствительная сфера, как «белые» зарплаты. Если ставки повысить, то могут усилиться риски ухода «белых» зарплат в «конверты», в «тень». В итоге, благое пожелание увеличения доходной части бюджета может уйти в свою противоположность за счет снижения фонда зарплат в отчетностях, и можно будет недополучить те десятки и сотни миллиардов, на получение которых делается ставка», — сказал Масленников.

Эксперт считает, что «пробелы» в предложениях Минфина настолько ярки, что их невозможно не заметить. «Инициативы Минфина – это лишний аргумент в пользу предложения: а давайте двигаться по тем направлениям, которые наиболее нейтральны с точки зрения налоговой нагрузки и комфортны с точки зрения стимулирования экономического роста. Это – сокращение неэффективных госрасходов и расширение программы госзаимствования за счет увеличения выпуска облигаций федерального займа», — отметил Никита Масленников.

Власти, похоже, совсем запутались, с кого же им взять денег для покрытия «дефицитов». Председатель Госдумы Сергей Нарышкин на вопрос о возможности введения прогрессивного налога на доходы физлиц ответил, что «надо очень внимательно считать и решение принимать аккуратно». По словам спикера Госдумы, надо проанализировать, не потеряет ли бюджет в результате введения такой меры – отказа от плоской шкалы подоходного налога.

Подоходный налог сейчас, действительно, формируется за счет многочисленных бедных, которые платят 13%, как и миллионеры. Но проблема в том, что с бедных и взять уже нечего. За кого же теперь возьмутся чиновники и кто станет очередной «дойной коровой» в условиях продолжающегося кризиса – об этом идет речь в дискуссиях о параметрах нового бюджета.

Дмитрий Ремизов