Posted 29 сентября 2016,, 21:03

Published 29 сентября 2016,, 21:03

Modified 31 января, 12:08

Updated 31 января, 12:08

Русский политический Левиафан

29 сентября 2016, 21:03
Сергей Лесков
В результате всех баталий воспроизведена привычная конструкция парламента — огромное туловище и три шумных, но послушных головы.

Есть присказка — «договорились как-то волк и кобыла, остались ей копыта, хвост да грива». Это точная формула прошедших выборов в Государственную думу, которые поскольку до них были допущены 14 партий, преподносились как торжество демократии.

Начался не менее интересный процесс — распределение думских портфелей. Попытается ли Дума с приходом на место спикера Вячеслава Володина вернуть себе политическое влияние и восстановить репутацию, подорванную чередой абсурдных законов?

В условиях двухлетнего падения доходов, кризиса здравоохранения, образования, науки «Единая Россия» получила 343 мандата из 450. По внешним признакам блестящая победа — прежде было 238 мандатов. Однако признаков торжества не видно, поскольку математически результат обеспечен низкой явкой и по абсолютным цифрам за правящую партию проголосовало на пять миллионов человек меньше, чем в 2011 году. Однако и думская оппозиция тоже не печалится и уверена, что для видимости приличий получит свой надел в виде профильных комитетов и прочих думских пряников.

В результате всех баталий воспроизведена привычная конструкция парламента. Русский политический Левиафан — огромное туловище и три шумных, но послушных головы. Для рядового наблюдателя усиливается ощущение политического фарса. Одновременно крепнет уверенность в том, что выборы были проигнорированы правильно. В крупных городах, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, явка была рекордно низкой за последние четверть века — около 30 процентов.

Любопытно, что у Государственной думы есть свой гимн. На одном из заседаний Думы последнего созыва певец и сам депутат Иосиф Кобзон исполнил его вместе с хором МВД. Зал в едином порыве вскочил, все мигом придали лицам государственный вид. Гимн начинается со слов «Вам, избранники народа, Русь челом бьет до земли! Вольной волюшки желанной Вы нам знамя принесли». Конечно, гимн — это всегда метафора, но все-таки интересно, есть ли за что электорату бить челом до земли и вообще представляют ли избранники чаяния народа, интересы которого вроде бы должны защищать? Дума шестого созыва приняла 2200 законов против 1600 от Думы пятого созыва. Такой производительности не знает ни один парламент мира.

Стахановцы! Кстати знаменитый лозунг «Жить стало лучше, жить стало веселее» впервые прозвучал на Съезде стахановцев в 1935 году. Но от наших парламентариев ни лучше, ни веселее жить не становится. Одни слезы. Большинство запомнившихся законов носят репрессивный характер — поправки в избирательное законодательство, зарубежное усыновление («закон Димы Яковлева»), ограничение митингов и собраний, обуздание общественных организаций и, как последняя гиря, — «пакет Яровой».

Есть надежда, что новая Дума сдержит репрессивную прыть в отношении собственного народа, вызванного призраком Украины и Майдана. Дума напринимала массу запретительных законов, как будто страна стоит на пороге потрясений и революций. В условиях экономического кризиса и международной изоляции на повестке другие задачи.

Полагаю, в новой Думе самые горячие схватки будут вестись за распределение бюджета, о былой щедрости которого остались одни воспоминания. Тем более, армия одномандатников, как ни укоряй партийной дисциплиной, будет вынуждена представлять интересы своих регионов. Впервые появится новый термин — «региональное лоббирование». И думаю, что в думе седьмого созыва нельзя исключить первый в истории «Единой России» раскол именно по ватерлинии одномандатников. Мегафракция может оказаться фикцией.

Опросы общественного мнения показывают, что первенство среди насущных ожиданий избирателей занимает состояние дорог. Это извечная проблема России, со времен царя Гороха. При неимоверных территориях Россия по протяженности дорог находится на 7-8 месте в мире, уступая Америке в семь раз, Индии — в четыре раза. Даже в маленькой Японии дорог больше, чем у нас. Мы упорно не желаем их строить, хотя транспортная инфраструктура — это не роскошь, а экономическая необходимость. Ее неразвитость наносит экономике совокупный ущерб в 30% ВВП. Строительство дорог в России обходится в два раза дороже, чем в Германии и в три раз дороже, чем в США. В итоге 10 лет назад проселочных дорог в России было 8%, а сейчас каждая пятая дорога не имеет твердого покрытия. Но депутаты ухабов не замечают.

Рядом с дорогами — проблема ЖКХ. Сфера находится в ветхом состоянии, но ремонта нет, а цены пухнут, как на дрожжах. Фантазии властей хватает лишь на новые сборы, предложения о налогах — это просто Книга рекордов Гиннесса. Скоро за взгляд в окно и стояние на тротуаре надо будет платить. Кстати, у многих партий, в том числе старожилов Думы, в предвыборной программе значилась борьба с новым налогом на капитальный ремонт. Но почему же в Думе он прошел без борьбы и споров? Это заставляет предположить, что не за горами новые поборы в сфере ЖКХ. Например, за введение энергосберегающих технологий, которые вроде бы должны вести к экономии, но опять влезут в наш карман.

В лидерах чаяний — проблемы здравоохранения, образования, пенсии. Больницы закрывают, врачей сокращают, бюджетных мест в вузах уже меньше половины. Пенсии — только держись. Эти вопросы, которые задает население, когда его допускают до наших лидеров. И часто ответы звучат так, что усиливают беспокойство и превращаются в фольклор.

Наши расходы на социальные нужды в два-три раза ниже, чем в развитых странах. Почему партии объявляют борьбу за социалку своей первой задачей во время предвыборной кампании, а в Думе забывают об этом напрочь? Отсюда стойкое убеждение общества, что политические баталии и реальная жизнь общества — два параллельных и непересекающихся мира. У людей одна жизнь, у власти — другая. Власть не слышит людей, но боится их.

Как можно удовлетворить народные чаяния? Очевидно, экономика должна пойти в рост. Но характерно, что это избирателей мало волнует. Надежда на то, что государство само решит проблемы. Общество не стремится к инициативе и к личной свободе. Репрессивные законы выглядят валидолом для самой власти, общество принимает их равнодушно.

О бизнесе на встречах с политиками граждане почти не говорят. И в партийных программах, за редким исключением, не уделяется подъему экономики и развитию бизнеса особого внимания. Маргинальная тема при торжестве монополий. Политики чувствуют, что недоверие и даже нелюбовь к предпринимателям остается чуть ли национальной идеей.

Не надо изобретать новые законы. Таблица умножения национальности не знает. Во всех развитых странах именно частный бизнес служит основой национального благосостояния. У нас вес государства в экономике подавляющий и часто губительный.

Президент несколько лет назад поставил цель: средний класс для нормального состояния экономики должен составлять половину населения. Это соответствует показателям США и Европы. Но в 2010 году средний класс в России составлял 20% населения. А сейчас скатился к 15%. Как говорит президент, мелкий и средний бизнес «кошмарят и отжимают» Что сделали депутаты, чтобы исправить положение, изменить опасную для государства тенденцию? Ничего не сделали, умыли руки. Что собираются сделать новые депутаты? Пока молчат.

«Единая Россия» обновилась на 75 процентов. Это, как ни крути, очень много. В Думу пришли новые депутаты. Многие еще не освоились в политике. То есть не забыли, что еще недавно были простыми людьми. Фантазии правительства сводятся к тому, чтобы срезать с граждан побольше шерсти. В идеале парламент должен препятствовать этому, чего в его практике не было давно. Станет ли обновленная Дума на сторону общества, — самый любопытный вопрос.

Сергей Лесков