Posted 10 октября 2016,, 13:51

Published 10 октября 2016,, 13:51

Modified 31 марта, 01:37

Updated 31 марта, 01:37

СМИ: Минэкономики раскритиковало предложение запретить старые локомотивы в РФ

10 октября 2016, 13:51

Минэкономики выступило против предложения Минтранса по введению запрета на эксплуатацию локомотивов без модернизации с 1 сентября 2016 года. Об этом пишет газета «Коммерсант».

Исходя из заключения министерства, опубликованного на regulation.gov.ru, предложенный Минтрансом документ противоречит основным принципам договора Евразийского экономического союза (ЕЭС) и нормам техрегламента Таможенного союза, отмечает газета.

Еще в 2014 году на территории ЕЭС должен был вступить в силу техрегламент, который запрещает продлевать срок службы локомотивов без их дорогостоящей модернизации. Однако тогда владельцы локомотивов получили отсрочку до 2016 года. В июне коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) отложила вступление регламента в силу еще на год, до 2 августа 2017 года. Но Минтранс РФ решил, что для России техрегламент должен вводиться с 1 сентября, а отсрочку ЕЭК следует распространить только на 1040 магистральных локомотивов ОАО «РЖД» и на маневровые локомотивы, работающие на путях необщего пользования.

В Минэкономики подчеркивают, что предложение Минтранса фактически вводит запрет на эксплуатацию в России локомотивов, выпуск и обращение которых «признается правомерным до 2 августа 2017 года» на территории ЕЭК. При этом исключительное право продления для ОАО РЖД можно расценивать как государственную преференцию, что противоречит закону о защите конкуренции. В ведомстве отмечают, что локомотивный парк промпредприятий (за исключением ОАО РЖД) насчитывает более 10 тыс. единиц.

В ОАО «РЖД» заявили изданию, что запрет на продление эксплуатации локомотивов позволит «высвободить значительное их количество», но пассажирские и грузовые перевозки будут полностью обеспечены за счет российских производителей. Но, по расчетам Минэкономики, потребуется заменить более 5 тыс. промышленных локомотивов на сумму свыше 200 млрд руб., тогда как мощности позволяют производить около 1,2 тыс. единиц в год, треть из которых — маневровые тепловозы.

По данным главы агентства «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, частный парк магистральных локомотивов не превышает 400 единиц, проблема продления их срока службы в целом неактуальна. В то же время проблема с парком маневровых локомотивов усугубляется: уровень их износа превышает 80%, а средств для закупки у большинства компаний нет, самый дешевый подержанный четырехосный маневровый локомотив стоит 12-14 млн руб., а новый восьмиосный — 70-80 млн руб. Фактически в ближайшие два года потребовалось бы заменить до 6 тыс. маневровых локомотивов на промпредприятиях, что потребовало бы не менее 150 млрд руб. инвестиций.

Как сообщил источник издания в ЕЭК, отсрочка запрета на год дает возможность разработать процедуры модернизации и продления эксплуатации локомотивов. Сейчас многие маневровые локомотивы, находящиеся в собственности предприятий, имеют выход на пути станций примыкания, что позволяет ОАО «РЖД», которому не хватает своего парка маневровых локомотивов, оптимизировать выполнение работ. Запрет на эксплуатацию локомотивов без четких регламентов модернизации осложнит жизнь всем участникам перевозок, а также самой монополии, полагает собеседник газеты.