Posted 10 октября 2016,, 16:16

Published 10 октября 2016,, 16:16

Modified 31 января, 12:16

Updated 31 января, 12:16

Принцип необходимый и остаточный

10 октября 2016, 16:16
В ближайшие три года в России не станут пересматривать налоги, но социальная сфера будет принесена в жертву военным расходам.

Основы бюджетной и налоговой политики на 2017—2019 годы в понедельник на парламентских слушаниях в Госдуме представил министр финансов РФ Антон Силуанов. Проект нового федерального бюджета еще не готов. На этой неделе он будет обсуждаться в правительстве, в руки же депутатов документы попадут не раньше 1 ноября.

При этом, как рассказал Силуанов, на этот раз бюджет будет сверстан не на один год, а вновь, как это было до кризиса, на три года вперед. В числе новинок — 11 приоритетных проектов бюджета в области социального и экономического развития. Глава Минфина также поделился амбициозным планом добиться сокращения дефицита бюджета с 3% в 2017 году до 1% в 2019 году. Традиционным стало заявление Силуанова о намерении правительства выполнить все взятые на себя социальные обязательства.

Между тем, участников парламентских слушаний интересовал вопрос об источниках наполнения бюджета в условиях низких цен на нефть. Ранее президент РФ объявил мораторий на повышение налогов в ближайшие три года. Однако из слов Силуанова следовало, что Минфин хоть и не будет пересматривать всю фискальную систему в целом, точечного роста налогов все же избежать не удастся. Так, правительство поднимет акцизы на бензин и табак, НДПИ, а также налог на доходы от дивидендов госкомпаний, которые находятся в собственности государства. Только за счет последнего шага государство рассчитывает ежегодно пополнять казну почти на 500 млрд рублей.

Повышать налоговую нагрузку на граждан, а также малый и средний бизнес Минфин пока не собирается. Хотя состоятельных россиян могут, к примеру, обложить налогом на недвижимое имущество, не зарегистрированное в установленном порядке. Взимать кратный налог с незастроенных земель, выделенных под жилищное строительство, также предложила пришедшая на слушания руководитель Счетной палаты Татьяна Голикова.

Вместе с тем радикальные предложения отдельных парламентариев — перейти к прогрессивной шкале налогообложения, снизить НДС для реального сектора или вообще пересмотреть правила его взимания глава Минфин отверг.

«Давайте хотя бы отпустим этот налог (НДС) до 10% только на обрабатывающую промышленность, легкую, она быстро окупаемая. Это даст доходы в будущем, не сразу, через год, два, три, даст рабочие места», — предлагал, например, лидер ЛДПР Владимир Жириновский. А Валерий Гартунг из «Справедливой России» потребовал отказаться от возмещения НДС экспортерам сырья.

Оба этих предложения не встретили поддержки у Силуанова. В ответ Жириновскому он заявил, что предприятия больше страдают от прямых, а не от косвенных налогов, которым считается НДС. Идея же Гартунга смутила министра тем, что «дестимуляция» экспортеров рискует обернуться снижением валютной выручки.

В Минфине сейчас, судя по всему, заинтересованы не столько в введении новых налогов, сколько в улучшении их собираемости. Например, за счет повышения администрирования и собираемости страховых взносов государство планирует получить в 2017 году 100 млрд рублей, а в 2019 году уже около 150 млрд рублей.

Что касается бюджетной политики, то, судя по представленным направлениям, в ближайшие три года она сведется к росту расходов на оборонную сферу (или, как минимум, к отказу от их сокращения) и продолжению финансирования социальной сферы в России по остаточному принципу.

«Приоритет будет отдан тратам на оборону, это геополитическая задача», — сказал Силуанов. По его словам, при подготовке бюджета была поставлена задача перевооружения российской армии на 70%. «И эта задача будет выполнена, несмотря на все ограничения финансовых ресурсов», — заявил министр.

Между тем, как заявил на слушаниях ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, социальные расходы в новом бюджете продолжат снижаться. Только по разделу «Образование» они будут сокращены до 3,5% от ВВП.

«Нас не хотят видеть сильными и образованными, а хотят видеть нас бензоколонкой», — возмутился лидер КПРФ Геннадий Зюганов, которого также не обрадовало дальнейшее урезание инвестиций государства в человеческий потенциал. Он в очередной раз посоветовал чиновникам из правительства прочесть программу КПРФ и последовать, например, таким простым советам, как все тот же переход к прогрессивной шкале налогообложения или введение госмонополии на спирт.

При этом Зюганов подсчитал, что для преодоления кризиса в России необходимо достичь роста ВВП на уровне не менее 3% в год и бюджета в 23 трлн рублей. Для сравнения, сейчас Минфин сверстал бюджет объемом в 16 трлн рублей. «Так что в ближайшее время придется жить в очень сложных условиях», — констатировал Зюганов.

Елена Земскова