Posted 21 октября 2016,, 11:50

Published 21 октября 2016,, 11:50

Modified 31 января, 12:26

Updated 31 января, 12:26

Игра на обострение

21 октября 2016, 11:50
По словам экспертов, угроза выхода России из СНВ-3 вызвана стремлением «показать себя более сумасшедшими, чем есть на самом деле».

Судя по настроениям, царящим на Охотном ряду, вслед за уже одобренной Госдумой приостановкой соглашения об утилизации плутония, Россия также может рассмотреть вопрос о выходе из подписанного в 2010 году с США Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). А также и других международных договоров, если они, как выразился депутат Андрей Исаев, «будут препятствовать укреплению нашей обороноспособности и превращены «партнерами» в пустую бумажку».

В поддержку выхода России из СНВ-3 уже высказались три думские фракции: КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» (подробнее об этом читайте здесь).

Обозреватель «Росбалта» попросил экспертов оценить возможность дальнейшего разрушения существующей системы международных договоренностей в области безопасности и те последствия, к которым оно может привести.

По словам вице-президента фонда «Центр политических технологий» Алексея Макаркина, слова депутатов Госдумы о возможности выхода РФ из СНВ-3 это «завышение ставок, игра на обострение и сигнал уже следующей американской администрации о том, что эта тема может быть поставлена в повестку дня, если отношения между двумя странами будут осложняться и дальше».

В то же время эксперт полагает, что российская исполнительная власть «пока может от этого дистанцироваться». Выход из СНВ-3 станет реальностью, если диалог между Москвой и Вашингтоном «совсем зайдет в тупик и произойдет разрушение всей системы стратегической стабильности», - сказал Макаркин.

Россия на данный момент отказалась от обязательств по «относительно периферийному договору по оружейному плутонию и договору о сотрудничестве в атомной сфере, который и без того не исполнялся», - отметил политолог. Выход же из СНВ-3 это более серьезный шаг. Тем не менее, Макаркин не исключил, что «всякое возможно», однако, по его оценке, если это и произойдет, то не сейчас, а уже при новой американской администрации.

Судьба СНВ-3 будет зависеть от того, удастся ли России и США о чем-то договориться хотя бы по одному из острых вопросов — украинскому или сирийскому, по которым стороны занимают сегодня крайние позиции, говорит эксперт.

Вместе с тем Макаркин сказал, что он не верит в модный сегодня сценарий третьей мировой войны. Так что, по его мнению, заявления о возможности выхода России из СНВ-3 - это «средство давления» и стремление «показать себя более сумасшедшими, чем есть на самом деле».

В рамках СНВ-3 Россия и США взяли на себя обязательство сократить число ядерных боезарядов до 1550 единиц, а число межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и тяжелых бомбардировщиков до 700 единиц. Выход из этого соглашения приведет к многолетней гонке вооружений в этой сфере, которую Россия, находящаяся в условиях рецессии, не выдержит. В том числе, и потому, что российское общество не готово сегодня к той мобилизации, в которой находилось советское общество в период перед Второй мировой войной и во время нее, заключил Макаркин.

Так же считает директор Центра Восточноевропейских исследований Андрей Окара, по словам которого «отказ от СНВ-3 почти невероятен». «Все те вопросы, которые решаются сейчас в Сирии, Донбассе, Крыму и на выборах в Америке, даже вместе взятые, не стоят возможности потери взаимопонимания о ядерном балансе и о возможности применения оружия, которое может уничтожить человечество несколько десятков раз», - сказал он.

Система договоренностей по ограничению стратегических наступательных вооружений служит фундаментом для сохранения стратегического баланса между СССР и США и неприменения ими ядерного оружия друг против друга, подчеркнул эксперт.

Что же касается приостановленного соглашения об использовании оружейного плутония, то оно носило больше коммерческий характер, полагает Окара. В связи с этим он отметил, что никакой реальной (а не пропагандистской) связи между соглашением об оружейном плутонии и СНВ-3 нет. Так что грозные заявления депутатов Госдумы можно рассматривать и как ядерный шантаж, и «как пробный шар и часть сложной политической и дипломатической игры», - полагает эксперт.

Окара также не исключает, что подобные заявления связаны со стремлением недавно избранных депутатов Госдумы «угадать желания Кремля и заработать себе на этом бонусы».

Александр Желенин