Posted 21 октября 2016,, 11:50
Published 21 октября 2016,, 11:50
Modified 31 января, 12:26
Updated 31 января, 12:26
Судя по настроениям, царящим на Охотном ряду, вслед за уже одобренной Госдумой приостановкой соглашения об утилизации плутония, Россия также может рассмотреть вопрос о выходе из подписанного в 2010 году с США Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). А также и других международных договоров, если они, как выразился депутат Андрей Исаев, «будут препятствовать укреплению нашей обороноспособности и превращены «партнерами» в пустую бумажку».
В поддержку выхода России из СНВ-3 уже высказались три думские фракции: КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» (подробнее об этом читайте здесь).
Обозреватель «Росбалта» попросил экспертов оценить возможность дальнейшего разрушения существующей системы международных договоренностей в области безопасности и те последствия, к которым оно может привести.
По словам вице-президента фонда «Центр политических технологий» Алексея Макаркина, слова депутатов Госдумы о возможности выхода РФ из СНВ-3 это «завышение ставок, игра на обострение и сигнал уже следующей американской администрации о том, что эта тема может быть поставлена в повестку дня, если отношения между двумя странами будут осложняться и дальше».
В то же время эксперт полагает, что российская исполнительная власть «пока может от этого дистанцироваться». Выход из СНВ-3 станет реальностью, если диалог между Москвой и Вашингтоном «совсем зайдет в тупик и произойдет разрушение всей системы стратегической стабильности», - сказал Макаркин.
Россия на данный момент отказалась от обязательств по «относительно периферийному договору по оружейному плутонию и договору о сотрудничестве в атомной сфере, который и без того не исполнялся», - отметил политолог. Выход же из СНВ-3 это более серьезный шаг. Тем не менее, Макаркин не исключил, что «всякое возможно», однако, по его оценке, если это и произойдет, то не сейчас, а уже при новой американской администрации.
Судьба СНВ-3 будет зависеть от того, удастся ли России и США о чем-то договориться хотя бы по одному из острых вопросов — украинскому или сирийскому, по которым стороны занимают сегодня крайние позиции, говорит эксперт.
Вместе с тем Макаркин сказал, что он не верит в модный сегодня сценарий третьей мировой войны. Так что, по его мнению, заявления о возможности выхода России из СНВ-3 - это «средство давления» и стремление «показать себя более сумасшедшими, чем есть на самом деле».
В рамках СНВ-3 Россия и США взяли на себя обязательство сократить число ядерных боезарядов до 1550 единиц, а число межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и тяжелых бомбардировщиков до 700 единиц. Выход из этого соглашения приведет к многолетней гонке вооружений в этой сфере, которую Россия, находящаяся в условиях рецессии, не выдержит. В том числе, и потому, что российское общество не готово сегодня к той мобилизации, в которой находилось советское общество в период перед Второй мировой войной и во время нее, заключил Макаркин.
Так же считает директор Центра Восточноевропейских исследований Андрей Окара, по словам которого «отказ от СНВ-3 почти невероятен». «Все те вопросы, которые решаются сейчас в Сирии, Донбассе, Крыму и на выборах в Америке, даже вместе взятые, не стоят возможности потери взаимопонимания о ядерном балансе и о возможности применения оружия, которое может уничтожить человечество несколько десятков раз», - сказал он.
Система договоренностей по ограничению стратегических наступательных вооружений служит фундаментом для сохранения стратегического баланса между СССР и США и неприменения ими ядерного оружия друг против друга, подчеркнул эксперт.
Что же касается приостановленного соглашения об использовании оружейного плутония, то оно носило больше коммерческий характер, полагает Окара. В связи с этим он отметил, что никакой реальной (а не пропагандистской) связи между соглашением об оружейном плутонии и СНВ-3 нет. Так что грозные заявления депутатов Госдумы можно рассматривать и как ядерный шантаж, и «как пробный шар и часть сложной политической и дипломатической игры», - полагает эксперт.
Окара также не исключает, что подобные заявления связаны со стремлением недавно избранных депутатов Госдумы «угадать желания Кремля и заработать себе на этом бонусы».
Александр Желенин