Posted 21 октября 2016,, 15:58

Published 21 октября 2016,, 15:58

Modified 31 января, 12:26

Updated 31 января, 12:26

Дискуссия о бюджете оказалась имитацией

21 октября 2016, 15:58
Госдума без лишних раздумий увеличила текущие траты госказны на оборону в ущерб социальным нуждам и развитию экономики.

Пересмотр расходной части федерального бюджета на текущий, 2016 год, удалось провести в пятницу в Госдуме без каких-либо затруднений благодаря поддержке фракции «Единая Россия». Хотя перед обсуждением соответствующего законопроекта на заседании палаты руководитель единороссов в Госдуме Владимир Васильев и заявлял, что его коллеги еще не определились с голосованием.

«Позиция фракции будет сформирована после того, как мы получим ответ на те вопросы, которые мы готовились задать», - заинтриговал Васильев. После чего добавил, что «идет дискуссия», и это, по его словам, характерно для работы нового созыва.

На поверку его слова оказались не более чем имитацией той самой дискуссии, о намерении возродить которую на Охотном ряду твердят с тех пор, как ее стены покинул спикер Госдумы пятого созыва Борис Грызлов. Думские старожилы не могут припомнить, когда «Единая Россия», с момента своего воцарения в парламенте, голосовала против правительственных, а тем более президентских законопроектов. Если какие-то расхождения и возникали, то при малейшей возможности разрешались они не в зале парламента, а в тихих кабинетах чиновников.

К тому же очередные поправки в бюджет ранее сумели заручиться поддержкой профильного думского комитета по бюджету и налогам, а это (если комитет не возглавляет представитель малой фракции) - стопроцентная гарантия, что за документ проголосует и парламентское большинство.

Так случилось и на этот раз. Единороссов, судя по всему, не только удовлетворили ответы на их вопросы со стороны пришедшего на Охотный ряд главы Минфина Антона Силуанова. Они сами по привычке эмоционально и даже яростно защищали пересмотр основных параметров бюджета на 2016 год.

Главным изменением в текущий бюджет стала, конечно, нашумевшая норма об увеличении трат на оборону почти на 740 млрд рублей и рост секретных расходов на 680 млрд рублей (в итоге доля последних в общих расходах госказны возросла до 22%).

При этом в жертву обороне принесли деньги, запланированные на мирное развитие страны и социальные нужды. Самые большие потери - в 427 млрд рублей понес бюджетный раздел «национальная экономика». Еще 167,2 млрд рублей она недополучит в рамках запланированных бюджетных ассигнований на свое развитие.

На этом фоне кажется, что расходы на социальную сферу урезали не так сильно. Но с учетом того, что государство из года в год сокращает инвестиции в человеческий потенциал, секвестр выглядит все-таки значительным. Так, траты на образование уменьшатся в текущем году на 27,529 млрд рублей, на культуру – на 6,1 млрд рублей, на здравоохранение – на 29,211 млрд рублей, а на физкультуру и спорт – на 6 млрд рублей.

С другой стороны, правительство решило выделить около 174 млрд рублей на социальную политику и 202 млрд - Пенсионному фонду.

В целом же, как следует из документа, расходы федерального бюджета в 2016 году возрастут на 304,3 млрд рублей, а доходы сократятся на 369,9, в результате чего бюджетный дефицит перевалит по итогам года за отметку в 3 трлн рублей. Такие диспропорции образовались из-за ошибочного прогноза цен на нефть, который заложили в бюджет этого года правительство и депутаты.

Главный финансовый документ страны исходит из цены в 50 долларов за баррель, а в итоге за «черное золото» давали среднем только 41 доллар. Хотя правительство и знало, что прогноз неверный, а слухи о секвестре бюджетных расходов как минимум на 10% возникли на Охотному ряду еще в январе. Тем не менее, бюджетная перекройка состоялась только в конце года и связана она, судя по всему, в том числе с дополнительными расходами на военную операцию в Сирии.

Впрочем, вслух такие предположения не отважились произнести даже представители оппозиционных фракций, которые дружно проголосовали против пересмотра параметров бюджета. Свое несогласие с законопроектом они объяснили в основном тем, что у оппозиции есть альтернативные программы социально-экономического развития, который, впрочем, по словам оппозиционеров, в правительстве их не желают даже слушать.

«Топ-менеджеры создают дочерние компании за границей – значит, лишние деньги в стране есть», - возмутилась коммунист Вера Ганзя. Она сослалась на публичный реестр компаний Англии, в который в 2016 году были якобы включены семь компаний, имена учредителей которых совпадают, по ее словам, с фамилиями российских топ-менеджеров.

«Между тем, доходы населения резко падают, только в этом году они уменьшились на 5%», - указала Ганзя. По ее данным, также сократилось финансирование социальных программ по созданию доступной среды для инвалидов и занятости населения. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума увеличилась до 13,9% - это более 20 млн человек.

«Правительство заявляло, что будет стимулировать импортозамещение, экономический рост. Но этого нет. Мы видим, что не исполняется главная статья - социальная защита наших граждан. Нет индексации зарплат работников бюджетной сферы, пенсий. Сегодня правительство борется только с инфляцией», - посетовал депутат от «Справедливой России» Александр Бурков.

Его коллега по фракции Олег Николаев заметил, что, «сокращая расходы, мы не создаем базу для завтрашних доходов». По его словам, депутаты фракции уже внесли в Госдуму 19 законопроектов с предложениями об источниках увеличения доходной части бюджета, но вряд ли они встретят поддержку у парламентского большинства.

О «принципиальных расхождениях» с правительством заявили и в ЛДПР. «Вы не вкладываете в экономику, это абсолютно неправильный подход», - изложил претензии фракции депутат Госдумы Сергей Катасонов.

Глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, между тем, убежден, что в стране проводится сбалансированная экономическая политика. «Сельское хозяйство демонстрирует устойчивый рост в 3,4%. Рост продукции за полтора года - 24%. У нас остановилось падение промышленности», - перечислил достижения депутат.

Сознательным введением в заблуждение он считает и заявления о сокращении в стране расходов на здравоохранение и образование. «Финансирование образования по сравнению с 2012 годом увеличено на 600 млрд рублей, здравоохранения - на 500 млрд рублей. Увеличение финансирования произошло и в предыдущем году», - заявил Макаров.

Что же до нехватки инвестиций в экономику, то, по словам депутата, только на счетах предприятий лежит 21 трлн рублей, из них 12 трлн рублей - на депозитах. «Но предприниматели не вкладывают эти деньги в бизнес, поскольку они твердо убеждены: свои деньги в ситуации неопределенности вкладывать в экономику опасно», - сказал глава комитета.

Рост расходов на оборону в Госдуме также не считают критичным. По словам министра финансов Антона Силуанова, расходы на 4% увеличиваются из-за того, что правительство решило закрыть кредитные схемы оборонных предприятий. Единоросс Андрей Исаев и вовсе заявил, что именно «оборонка» всегда была в России локомотивом развития промышленности. «Это сотни тысяч рабочих мест, а со смежными предприятиями – миллионы. Это возможность развивать самые передовые технологии, производить самую современную продукцию, в том числе – двойного назначения», - поддержал Исаева его коллега по фракции Васильев.

Елена Земскова