Posted 31 октября 2016,, 21:14

Published 31 октября 2016,, 21:14

Modified 31 марта, 01:22

Updated 31 марта, 01:22

СМИ: Каждый десятый рубль бюджета пойдет на непрозрачные «другие вопросы»

31 октября 2016, 21:14

Расходы федерального бюджета, классифицированные правительством по статьям «другие вопросы», в 2017 году увеличатся до 1,62 трлн руб., или почти 10% от общих расходов, пишет РБК на основании анализа материалов к проекту бюджета. Иными словами, каждый десятый рубль попадает в непрозрачную «ячейку», которую власти не отнесли к более определенным и конкретным направлениям. Это больше, чем в 2016 году, по итогам которого «другие вопросы» составят 1,46 трлн руб., или 8,9%.

В некоторых случаях «другие вопросы» — это обычные расходы, для которых не нашлось «своего» подраздела: например, расходы в области туризма, которые попадают в «Другие вопросы в области национальной экономики». В других — расходы на госаппарат, сформулированные достаточно абстрактно («расходы на обеспечение функций государственных органов»). Но значительная доля таких «других» расходов осела в силовых разделах («Национальная оборона», «Национальная безопасность») и может считаться квазисекретной, не обладая формальным грифо секретности.

Расходы по статьям «другие вопросы» отчасти можно рассматривать как засекреченные, считает руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина. «Другие» расходы могут быть связаны с обороной — «одним из самых спорных направлений госрасходов», говорит она. Закрывая эти расходы, власти «убирают возможность обсуждать, насколько эти вопросы необходимы, продолжает эксперт.

Перевод отдельных трат в категорию «других вопросов» она называет «политическим решением», которое принимается «на уровне выше Минфина». При этом дело не в том, что у Минфина что-то не так с классификацией расходов, уверена Суслина. «Классификация очень подробная, просто обычно она публикуется не вся — только пара уровней, хотя их намного больше. У Минфина, конечно, все это есть, он знает, сколько средств на что пошло», — отмечает эксперт.

Если рассматривать расходы, отнесенные в бюджете на «другие вопросы», как условно непрозрачные и добавить к ним формально засекреченные ассигнования, то доля непрозрачных расходов в бюджете 2017 года превысит 24%. Впрочем, с этой точки зрения бюджет становится более открытым — в 2014, 2015 и 2016 годах эта доля достигала 27—28%. Резкий рост произошел после 2013 года, когда начался конфликт на Украине и отношения России с Западом обострились.

Каждый десятый рубль, направленный по «другим вопросам», — это обычная «структурная непрозрачность», говорит заведующий лабораторией военной экономики Института экономической политики Гайдара Василий Зацепин. «Это советская травма. С советских времен у нас полностью непонятный и непрозрачный бюджет. Верховный совет его одобрял, но на что именно тратятся деньги, знали только конкретные чиновники в Минфине», — говорит он.