Posted 11 ноября 2016,, 16:12

Published 11 ноября 2016,, 16:12

Modified 31 марта, 01:15

Updated 31 марта, 01:15

Анатомия слухов: борьба за статус

11 ноября 2016, 16:12
В центре внимания остаются выборы президента РФ — идут споры о том, когда они пройдут, а также про сопутствующие отставки и назначения.

На минувшей неделе главным слухмейкером неожиданно выступил лидер КПРФ Геннадий Зюганов. В эфире телеканала «Россия 24» он заявил: «Мы должны из отношения к нам и на фоне выборов американских сделать очень принципиальный выбор. У нас впереди выборы президента. Все орут: в 2018 году будут. Увидите, они будут в 2017 году».

Устами президентского пресс-секретаря Дмитрия Пескова Кремль в ответ назвал этот прогноз почему-то «схоластикой» и заверил журналистов, что вопрос переноса даты президентских выборов сейчас не обсуждается. Что не помешало слухам усилиться настолько, что разговоры пошли чуть ли не о проведении выборов в ближайшие два-три месяца.

Информация о том, что следующие президентский выборы в России могут состояться раньше срока, появляется как минимум с весны 2016 года. Сам Владимир Путин несколько раз подогревал такие настроения случайными оговорками. Кроме того, еще в бытность нынешнего спикера Госдумы Вячеслава Володина первым заместителем главы администрации президента, курирующим внутреннюю политику, источники в его окружении говорили, что Кремль (разумеется, лишь на всякий случай) проводит смотр потенциальных преемников.

Весной-летом 2016 года ходили даже слухи, что эти преемники — бывшие сотрудники службы охраны президента, которых Владимир Путин расставил на посты губернаторов. Они почти сошли на нет после того как один из них — Евгений Зиничев — внезапно лишился только что обретенного им поста исполняющего обязанности главы Калининградской области. И вновь усилились в начале ноября, когда Зиничев стал заместителем директора Федеральной службы безопасности.

Споры о том, станут ли предстоящие выборы президента досрочными, не успокаиваются, несмотря на то, что до сих пор никто из слухмейкеров не предложил законный повод для такого решения, кроме, разве что, добровольного ухода действующего главы государства в отставку, во что никто не верит.

На фоне этих слухов усиливается административное противостояние между одной из обновленных «кремлевских башен» во главе с новым куратором внутренней политики Сергеем Кириенко и его предшественником Вячеславом Володиным, который стал спикером Госдумы и старается теперь обезопасить свою новую вотчину от влияния кириенковской команды.

Новый председатель нижней палаты парламента прекрасно осведомлен (поскольку сам долгое время был депутатом, а потом «регулировал» этот вопрос из Кремля), насколько велико было влияние президентской администрации на Госдуму, а также о том, какие методы для этого использовали чиновники. Неудивительно, что Вячеслав Володин формально запретил сотрудникам президентского Управления по внутренней политике (УВП) приходить на заседания Совета Думы, а также парламентских фракций и комитетов, мотивируя это тем, что депутаты и сами могут рассказать президенту о своей работе. Единственное исключение здесь сделано для соратника Володина — замначальника УВП Сергея Смирнова, отвечающего как раз за работу с Госдумой и Советом Федерации.

Как бы в ответ Сергей Кириенко все активнее вмешивается в работу Общероссийского народного фронта, который считается детищем Вячеслава Володина. Кроме того, ходят слухи, что именно с согласия Кириенко в Россию вернулся экономист Сергей Гуриев, который ранее эмигрировал, опасаясь возбуждения против себя уголовного преследования в связи с так называемым «делом экспертов», возникшим в рамках второго процесса по «делу ЮКОСа».

Впрочем, прямого противостояния между Володиным и Кириенко нет, формально они демонстрируют на людях рабочие отношения. Однако в окружении обоих говорят, что каждый из них убеждает Владимира Путина, что соперник своими интригами создает проблемы для реализации государственной политики. Причем на стороне Кириенко выступает еще и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, которая опасается амбиций Володина и якобы видит в некоторых действиях нового думского спикера претензию на первенство и стремление поставить под свой полный контроль не только нижнюю, но и верхнюю палату парламента.

В то же время, вновь усиливаются слухи о скорых губернаторских отставках и новых назначениях региональных руководителей. Разговоры об этом ходили задолго до парламентских выборов и значительная часть слухов тогда в итоге подтвердилась. Но не все. По одному из прогнозов не исключено, что некоторые решения перенесены на конец осени — начало зимы, чтобы у Кремля было время проанализировать итоги голосования за «Единую Россию» в отдельных регионах.

Один из самых устойчивых слухов — о неизбежной отставке губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко, хотя говорят об этом уже не первый год. Среди потенциальных отставников также уверенно называют Николая Меркушкина, который сейчас руководит Самарской областью, в которой прошедшие парламентские выборы сопровождались рядом скандалов, связанных с обвинениями в фальсификациях. В числе постоянных участников «списка отставников» также глава Пермского края Виктор Басаргин и нижегородский руководитель Валерий Шанцев.

Что касается кандидатов на пост губернатора Санкт-Петербурга, то среди них вновь все чаще называют нынешнего полпреда президента России в Центральном федеральном округе Александра Беглова. Правда, его же прочат и в руководители аппарата правительства вместо Сергея Приходько. А эти слухи «тянут» за собой и разговоры о скорой отставке правительства в целом, которые в последний раз резко усиливались сразу после думских выборов, а до этого — летом, когда на премьера Дмитрия Медведева шла мощная информационная атака.

Если судить по всей этой информации, то российская политическая система выглядит крайне неустойчиво. Даже про самых первых лиц идут разговоры об их возможной досрочной отставке. При этом «политическая оттепель», о которой пишут некоторые наблюдатели, пока тоже никак не ощущается.

Иван Преображенский