Posted 7 декабря 2016,, 15:25

Published 7 декабря 2016,, 15:25

Modified 31 января, 13:03

Updated 31 января, 13:03

Врачам не хватает денег и квалификации

7 декабря 2016, 15:25
Депутаты пытаются убедить правительство в том, что расходы на здравоохранение и образование — это не затраты, а инвестиции.

Глава Минздрава Вероника Скворцова отчиталась в среду в Госдуме в рамках «правительственного часа» о ситуации в российском здравоохранении. Из ее слов выходило, что даже в кризис отрасли удалось добиться «положительных сдвигов».

Особым поводом для гордости министра стал, судя по всему, тот факт, что средняя продолжительность жизни российских граждан выросла за последнее время на 1,2 года и составляет теперь 72 года — до такой отметки долголетия Россия дотянулась впервые, заметила министр. Более чем на 12%, по ее словам, снизилась и смертность во всех группах населения.

Министр рассказала и о других достижениях российского здравоохранения, при этом, чтобы не выглядеть голословной, она каждый раз подтверждала свои слова многочисленными цифрами.

Среди задач, которые пока не решены, Скворцова выделила повышение доступности медпомощи на селе и в отдаленных районах страны, приведение уровня подготовки медиков к единым требованиям, а также, на что указал президент в своем последнем послании парламентариям, развитие санитарной авиации и подключение больниц к интернету. Хотя 57% из них уже имеют доступ к «мировой паутине», заметила глава Минздрава.

Доклад министра вполне мог бы показаться убедительным для тех, кто не пользуется услугами российского здравоохранения. Однако депутаты все же знают реальную ситуацию в отрасли — ведь они лечатся хоть и в ведомственных, но все же отечественных поликлиниках и больницах (не считая тех, кто предпочитает зарубежную медицину). Так что после выступления Скворцовой ее ждала череда острых вопросов.

Особенно негодовали во фракции КПРФ, депутаты которой указали, что для развития здравоохранения ежегодно требуется вкладывать не менее 6% от ВВП. «Сейчас всего 3%», — возмущался коммунист Николай Осадчий. «Конечно, улучшения есть, но мы видим явные сбои в кадровом и лекарственном обеспечении, в работе на первичном уровне и «скорой помощи», — перечислил проблемы депутат. По его словам, смертность в СССР была на 20% ниже, чем в современной России, и даже в Китае, который не испытывает проблем с нехваткой людских ресурсов, умирают в два раза меньше, чем в нашей стране.

Главным же признаком плохого состояния отечественной медицины Осадчий считает тот факт, что в России постоянно растет доля платных медицинских услуг. По его подсчетам, за прошлый год их удельный вес увеличился на четверть, при этом доходы самих граждан не растут, треть из них предпочитает заниматься самолечением, а к врачам идут только в крайнем случае.

«Пора уже нашим министрам понять, что расходы на здравоохранение и образование — это не затраты, а инвестиции», — призвал депутат.

Его коллега по фракции Алексей Куринный обратил внимание на проблемы с лекарственным обеспечением льготников. «Только 30-40% ассортимента в аптеках представлен по льготным рецептам. Кроме того, в 2017 году предельный объем затрат для льготников составит всего 807 рублей, в то время как средняя цена льготного рецепта составляет 2 тыс. рублей», — бьет тревогу депутат.

В ЛДПР жаловались на то, что, приходя в больницу, пациент сталкивается с бумажной волокитой и непрофессионализмом врачей. Кроме того, в некоторых клиниках медперсонал требует с больных взятки. Так, либерал-демократ Игорь Торощин рассказал, как в одной из онкологических центров Свердловской области врачи «открыто намекали, что если им заплатить, то все будет сделано быстро и без очереди».

Оказалось, что в Минздраве в курсе этой ситуации и даже успели провести проверку. «Ваши факты подтвердились и другие тоже, у нас есть выверенная программа-план борьбы с такими нарушениями», — заверила Скворцова.

На каждую жалобу депутатов она отвечала, что в Минздраве «работают над проблемой» и всякий раз предлагала присоединиться к поиску решения. Обнадеживающе министр отреагировала и на замечания депутатов о перекосах в деле пресловутой оптимизации отрасли, то есть закрытия больниц и сокращения медработников.

«Ко мне только за неделю поступили три обращения только из одного района Архангельской области — там продолжают закрываться больницы», — обратилась к министру депутат Госдумы от «Справедливой России» Ольга Епифанова. На что Скворцова пообещала разобраться, но предварительно заявила, что лишать людей доступа к медуслугам просто так не должны. «Дело в том, что из 19 тыс. населенных пунктов полностью ушло население, но мы готовы всех обеспечить. Так, созданы выездные бригады специалистов, если нужен возводимый ФАП (фельдшерский пункт), все элементарно — кадры нарастили, более 8,5 тыс. фельдшеров выпускаем каждый год», — не увидела проблемы министр, хотя и признала, что в процессе оптимизации регионы допускали «искажения».

В целом же, она согласилась с парламентариями в том, что российское здравоохранение испытывает нехватку денег. «Доля ВВП в финансировании здравоохранения должна быть выше. Тем не менее, оно остается приоритетом, консолидированный бюджет на здравоохранение увеличился и превысит 3 трлн 35 млрд рублей. Такого финансового объема еще не было», — сказала Скворцова.

В ответ же на вопросы депутатов, когда в России людей начнут лечить нормально, глава Минздрава заявила, что улучшений можно ожидать уже в ближайшие годы. «Мы работаем над тем, чтобы качество медуслуг было выше. Человеческий фактор — самый «медленный», на то, чтобы подготовить новое поколение врачей, которые хорошо, профессионально развиты, требуется несколько лет. Мы надеемся, что вы почувствуете и уже в ближайшие годы изменение ситуации к лучшему. Будем стараться», — пообещала парламентариям министр.

Елена Земскова